Понятие педагогической технологии обучения

Долгое время термин «технология» оставался за преде­лами понятийного аппарата педагогики, относился к тех­нократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педаго­гики: описанию, объяснению, прогнозированию, проекти­рованию педагогических процессов.

В педагогической литературе встречается много терми­нов, характеризующих те или иные педагогические техно­логии: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторская технология и т.д.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «техноло­гия обучения» и «технология воспитания». Сегодня педаго­гическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педаго­гических задач в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» или «технология воспитания».

Педагогическая технология — это строго научное про­ектирование и точное воспроизведение гарантирующих ус­пех педагогических действий.

Представляет также интерес определение педагогиче­ской технологии, которое официально было принято в 1979 г.


 


Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и техно­логии в США: «Педагогическая технология есть комплекс­ный, интегративный процесс, включающий людей, идеи средства и способы организации деятельности для анализа проблем планирования, обеспечения, оценивания и управ­ления решением проблем, охватывающих все аспекты ус­воения знаний».

При всем многообразии педагогических технологий су­ществуют два пути их появления. В одних случаях техноло­гии возникают из теории (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практи­ки (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.В. Шейман и др.).

Что же следует понимать под технологией обучения! Когда возникла идея технологизации обучения?

Такая идея не является новой. Еще Я. А. Коменский ра­товал за нее. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыс­кать такой его порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели»1.

Со времен Коменского в педагогике было немало по­пыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкре­тизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практи­ческой деятельности. Наиболее известными авторами со­временных технологий обучения в нашей стране являются П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдиев, В.П. Беспалько, М.В. Кларин и др. Зарубежная тео­рия и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Г. Гейса, В. Коскарелли и др.

1 Коменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1955. С. 472.


В современной дидактике представлены самые разнооб­разные технологии обучения. Их многообразие связано с тем, что каждый автор и исполнитель привносят в педаго­гический процесс что-то свое, индивидуальное, тем самым изменяя технологию.

Технологии обучения классифицируют:

• по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные (модульные);

философской основе: научные и религиозные, гумани­стические и авторитарные;

научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;

ориентации на личностные структуры: информаци­онные (формирование знаний, умений и навыков), опера­ционные (формирование способов умственных действий), эвристические (развитие творческих способностей), при­кладные (формирование действенно-практической сферы);

• характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала и др.

Технологии обучения также классифицируются по до­минированию целей и решаемых задач, по применяемой форме организации обучений, по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.

Следует отличать технологию обучения от методики обучения. Разница между ними заключается в том, что тех­нологии обучения удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебного про­цесса или решение тех педагогических задач, которые за­ложены в эти технологии. Методики часто не гарантируют Должного качества.

Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика объяснения нового материала. Если она отвечает объектив­ности, надежности, валидности, то ее можно назвать тех­нологией.

Технология обучения взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией обучения


и есть педагогическое мастерство. Одна и та же техно­логия может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их ма­стерство.

Остановимся более подробно на некоторых технологиях обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: