Понятия процесса воспитания

Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах:

• в социальном — передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное насле­дие человечества, которое создано в процессе его историческо­го развития, а именно: известные людям знания, умения, спо­собы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;

• в педагогическом — специальная деятельность, про­цесс целенаправленного формирования личности, предпо­лагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание должно соответствовать требованиям обще­ства. Если общество строит правовое демократическое го­сударство, соответственно человека необходимо воспиты­вать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда дей­ствует как стихийно, так и целенаправленно.

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и


психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собствен­ный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организо­ванной системы, обеспечивающей взаимодействие воспи­тателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Рассмотрим составляющие компоненты этого определения.

Процесс целенаправленного формирования личности оз­начает, что процесс может быть только тогда назван воспи­танием, когда имеет цель.

Говоря о формировании личности имеют в виду управ­ление ее развитием, создание условий для осуществления этого процесса, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие. Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника.

Специально организованная воспитательная система. По­чему мы говорим о системе? Потому что невозможно исполь­зовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат мож­но получить только в том случае, если они реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга.

Взаимодействие воспитателя и воспитуемых — про­цесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога.

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Одна из задач воспитателя — найти способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиден­ное, интериоризировать его и воспроизвести как собствен­ную деятельность. Данный подход в теории воспитания называют личностно-деятелъностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно.

Основными содержательными компонентами личностно-деятельностного подхода являются:


• общение как основа многообразных межличностных отношений;

• руководство развитием личности в процессе деятель­ности;

• развитие и социализация личности.

В гуманистической педагогике воспитание — процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и вос­питанниками, который должен привести к заданной цели. Цель — это идеальное предвосхищение результата, на дос­тижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах.

При определении идеалов воспитания опираются на иде­ал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, методы воспитания. Понимание цели воспитания дает возмож­ность подбирать технологии для ее осуществления. Цель — воспитания всесторонне гармонично развитой личности зак­реплена в Законе РФ «Об образовании». Эта цель:

•^ определяет содержание воспитательного процесса;

^ обусловливает воспитательный результат;

•^ служит критерием деятельности педагога;

^ полностью определяет систему воспитания.

Выделяют общие цели воспитания (направлены на всех людей) и индивидуальные (для отдельного человека).

В процессе постановки цели важную роль играет психо­лого-педагогическая диагностика не только как отдельная деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного процесса. Необходимо знать различные методики изучения личности и уметь конструировать из них программы изуче­ния личности и коллектива.

Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспита­тельной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания опре­деляются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможнос­тей общества, взрослых и детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: