Уровень сформированности и развитости личности сотрудника напрямую зависит от того, насколько самостоятелен и активен он в процессе самовоспитания.
В чем же сущность самовоспитания? Под самовоспитанием понимается целенаправленная, активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.
Таким образом, самовоспитание - это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование.
Выделяют следующие основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД:
1. наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков;
2. наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания;
|
|
3. необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием;
4. определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию;
5. глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам),
6. общее положительное отношение к выполнению служебного долга.
Исходным же компонентом процесса самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные побуждения к систематической работе над собой.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.
Процесс самовоспитания условно можно подразделить на два уровня:
Первый уровень - преодоление недостатков, выявленных в процессе самопознания. Осознание того, что мешает в службе или повседневной жизни, заставляет сотрудника ОВД в первую очередь сосредоточиться на борьбе с этими недостатками. Второй уровень - самовоспитание характеризуется стремлением к совершенствованию положительных личностных качеств.
Выделение двух уровней самовоспитания не противопоставляет их друг другу. Более того, они успешно развиваются на основе единых приемов и способов самовоспитания.
Таким образом, самовоспитание будет более эффективным, если:
1. Правильно поставлена цель, в которой выделены конкретные задачи:
1.1. Достигнуть гармонического, всестороннего совершенства: физического, нравственного, умственного, сознательно-волевого, мировоззренческого. На этой основе повысить степень общей творческой, деятельной активности, жить более целенаправленно и общесвенно полезно.
|
|
1.2. Рационализировать свою жизнь, наполнить ее деловым содержанием.
1.3. Подвергать свои потребности, интересы, желания, ценности строгому мыслительному анализу.
1.4.Запретить себе бесплодно мечтать, стремиться к нереальному или никчемному.
1.5. Развивать самодисциплину, победить косность, инерцию. Иметь девизом: активность и деятельность всю жизнь.
1.6. Укрепить чувство долга и ответственности, превратить свои слова, а тем более - обещания, в закон, необходимость. Должно быть единство слова и дела.
1.7. Воспитывать чувство меры. Абсолютное воздержание от алкоголя, курения, снотворных. Увеличить роль и ценность духовной, творческой деятельности.
1.8. Воспитывать уважительное отношение к людям как к высшей ценности. При любых ситуациях проявлять вежливость, выдержку, тактичность, оказывать помощь людям в трудных для них ситуациях.
1.9. Учиться управлять эмоциями, чувствами, страстями.
2. Составлена программа действий (определены пути самосовершенствования).
2.1. Выявление в себе несоответствия между новыми знаниями, пониманием мира, жизни, новыми целями и задачами, интересами и своими реальными возможностями, которые этому новому не соответствуют.
2.2. Создание для себя идеала, который мог бы решать эти новые задачи, осуществлять новые потребности, интересы.
2.3. Анализ своего характера, способностей, поведения, достижений и неудач в свете новых целей, задач, нового понимания мира.
2.4. Сравнение себя - реального человека, со своим идеалом и определение задач самовоспитания (физического, умственного, нравственного).
2.5. Составление программы самовоспитания по содержанию, значению и последовательности.
2.6. Разработка режима суток, ситуаций и упражнений по самовоспитанию.
2.7. Практическая реализация программы самовоспитания, контроль, оценка, коррекция, осмысление причин неудач.
3. Применяется целостная система методов самовоспитания.
3.1. Самопознание - важный шаг на пути самосовершенствования. Одним из условий успешности самопознания и тем самым эффективности самовоспитания является глубокое изучение свойств своей личности: направленности (системы целей, мотивов, интересов, убеждений, характера, темперамента, способностей, познавательных процессов, ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти, воображения, мышления). В процессе самоанализа необходимо делать упор на анализ результатов своей деятельности, собственное поведение, так как человек может наиболее объективно судить о себе именно по своим реальным поступкам.
3.2. Самооценка - определяется мировоззрением, идеалами, уровнем развития личности и является результатом сравнения с идеалами по тем или иным параметрам.
3.3. Самосравнение - выступает как разновидность самооценки и заключается в сравнении себя с окружающими с целью перенять у них все хорошее, недостающее. Плохо, если сравнение порождает зависть. В этой связи полезно знакомство с образцами самовоспитания великих людей.
3.4. Самообязательство - внутреннее требование к самому себе, к своему поведению. Оно принимается по внутреннему убеждению, требованиям общества, обязанностям человека. Самообязательство возникает как следствие несоответствия между идеалом, образцом, общественными требованиями и своим конкретным поведением. Самообязательство необходимо для целенаправленного самовоспитания. Оно может быть оформлено в виде дневника.
3.5. Самоубеждение - дискуссия с самим собой, рассуждение, сопоставление различных мотивов, доводов "за" и "против". Правильные решения могут быть приняты только при разносторонней оценке всех обстоятельств в спокойной обстановке. Поэтому в процессе самоубеждения надо учитывать характер возникающих чувств: обида, зависть, самолюбие, гнев, которые могут привести к необъективным оценкам.
|
|
3.6. Самовнушение - основано на специфике слова как раздражителя. Индивид воздействует на самого себя с помощью слова в специально созданных условиях. Наиболее благоприятно самовнушение протекает при мышечном расслаблении, поэтому лучшим временем для самовнушения считается период перед засыпанием и непосредственно после пробуждения. Успех самовнушения достигается при условии, если личность способна концентрировать свое сознание на предмете внушения.
3.7. Самоупражнение - формирование устойчивых привычек поведения. Оно направлено на формирование способности и внутренней потребности совершать те или иные поступки, выработанные в результате их многократного повторения, путем регулярных упражнений можно выработать положительные и преодолеть отрицательные привычки.
3.8. Самопринуждение - волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, препятствий, на соблюдение принятых правил и т.п. Однако принуждение должно быть крайне редким, а не основным средством.
3.9. Самоприказ - воздействие на свое эмоциональное состояние посредством речи. Самоприказ способствует реализации программы самовоспитания в затрудненных условиях, помогает осуществлять установки, мобилизоваться. Он способствует также исправлению ложных установок и устранению нежелательных привычек.
3.10. Самоотчет - отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет тесно связан с самоанализом и разделяется на итоговый и текущий. Он может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников и т.п.
3.11. Самоконтроль - установление отклонения реализуемой программы деятельности от заданной с последующей корректировкой плана деятельности или поведения. Самоконтроль обеспечивает подчинение разных видов деятельности мотиву самосовершенствования.
|
|
Необходимо выработать привычку проводить вечером итоги дня.
3.12. Самопоощрение и самонаказание - эмоциональное подкрепление совершенных поступков. Самопоощрение - это осознание и переживание своих успехов. Самонаказание - это осознание и переживание своей вины, недовольство собой.
В дальнейшем по мере повышения уровня осознанности самовоспитания, необходимо вырабатывать личные правила самовоспитания, определяющие основные линии поведения, систему поступков в разных условиях, способствующую преодолению ситуативности программы самовоспитания.
Здесь особый интерес представляют личные правила выдающихся
И в завершении данного вопроса рассмотрим некоторые направления и условия, способствующие самовоспитанию:
- воспитание у сотрудников убежденности в полезности и необходимости своего труда, дисциплинированности, личной ответственности за выполнение служебного долга;
- формирование у сотрудников активной жизненной позиции и устойчивых мотивационных установок на постоянное самосовершенствование;
- всестороннее и систематическое изучение подчиненных непосредственными начальниками, учет их особенностей в организации самовоспитания;
- ознакомление сотрудников с вопросами теории и методики самовоспитания;
- систематическое повышение требовательности к подчиненным со стороны руководителей подразделений;
- обеспечение личного примера руководителей в выполнении своего долга, в работе над собой;
- умелое использование средств массовой информации, произведений искусства, художественной литературы в целях побуждения к самовоспитанию.
Таким образом, использование воспитания и самовоспитания в комплексе, когда воспитание заставляет личность работать над собой и сама личность содействует этому, - залог успеха в формировании профессиональных качеств сотрудников ОВД.
Самовоспитание неразрывно связано с самообразованием, под которым понимается целенаправленная работа по обновлению, расширению и углублению ранее полученных знаний, а также совершенствование практических навыков и умений в целях достижения высокого уровня профессионального мастерства.
Заключение по 4 вопросу. Таким образом, самовоспитание - это сложная интеллектуальная и волевая деятельность, для которой характерны свои особенные пути, формы, методы, приемы и средства. Активная работа по самовоспитанию предполагает определенный уровень организованности личности, ее готовности и способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своих поступков, выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. Выделяют основные психологические предпосылки самовоспитания сотрудника ОВД: наличие адекватной самооценки своих достоинств и недостатков; наличие глубоко осознанных целей, устойчивых мотивов и потребностей самовоспитания; необходимые профессиональные, этические и иные знания, умение заниматься самовоспитанием; определенный уровень развития воли, способности к саморегулированию; глубокое понимание смысла труда сотрудника ОВД (с учетом конкретной специализации по службам), общее положительное отношение к выполнению служебного долга.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей (природных данных, уровня общего развития, направленности), характера служебной деятельности.