Особенности процесса воспитания

Обучение и воспитание — два взаимосвязанных про­цесса. Они имеют различные задачи, но одновременно не-


 

разрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации.

Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично «вписываться» в процесс обуче­ния (так как обучение носит воспитывающий характер).

Отметим, что общего между этими двумя процессами:

^ процесс воспитания включает в себя элементы обуче­ния: прежде чем требовать выполнения каких-либо правил, необходимо научить их выполнять;

^ процесс обучения представляет собой форму органи­зации взаимодействия между учителем и учеником. В про­цессе деятельности учитель оказывает воспитательное влияние на ученика;

^ в процессах обучения и воспитания используются одинаковые методы (объяснение, контроль и др.)

Условно принципиальная разница этих процессов со­стоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств.

Для воспитательного процесса характерны:

• целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффек­тивнее результат);

• единство цели (показатель сотрудничества между вос­питателями и воспитуемыми);

• длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);

• многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрица­тельных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффек­тивен);

• подвижность (воспитуемый подвергается целенаправ­ленным и стихийным воздействиям);

• непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие ме­роприятия не заменят тщательной, кропотливой, система­тической воспитательной работы);

• комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);


• вариативность (воспитуемые отличаются индивиду­альными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, так как даже при одина­ковом воздействии возможен различный воспитательный эффект);

• двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);

• противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).

К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития челове­ческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека, его стремлением к учас­тию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.

Личность воспитателя — важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его мастерства, ценностных ориен­тации, умения сотрудничать зависит продуктивность вос­питательного процесса).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, хотя процесс воспитания идет одновре­менно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и.рассматривается самостоятельно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: