Обучение и воспитание — два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно не-
разрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации.
Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично «вписываться» в процесс обучения (так как обучение носит воспитывающий характер).
Отметим, что общего между этими двумя процессами:
^ процесс воспитания включает в себя элементы обучения: прежде чем требовать выполнения каких-либо правил, необходимо научить их выполнять;
^ процесс обучения представляет собой форму организации взаимодействия между учителем и учеником. В процессе деятельности учитель оказывает воспитательное влияние на ученика;
^ в процессах обучения и воспитания используются одинаковые методы (объяснение, контроль и др.)
Условно принципиальная разница этих процессов состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств.
Для воспитательного процесса характерны:
• целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее результат);
• единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);
• длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);
• многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен);
• подвижность (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям);
• непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);
• комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
• вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, так как даже при одинаковом воздействии возможен различный воспитательный эффект);
• двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
• противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).
К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни; активной, деятельностной природой человека, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.
Личность воспитателя — важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его мастерства, ценностных ориентации, умения сотрудничать зависит продуктивность воспитательного процесса).
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, хотя процесс воспитания идет одновременно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и.рассматривается самостоятельно.