Развитие и формирование личности, как считают многие авторы, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. При этом коллектив характеризуется правильно функционирующими органами самоуправления, организованностью и взаимной ответственностью в межличностных отношениях, что способствует разностороннему развитию, свободе, защищенности и достоинству каждой личности.
В современной литературе под коллективом понимается:
1) любая организованная группа людей;
2) только высокоорганизованная группа.
В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки:
• общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и люди, стоящие в очереди, и пассажиры
автобуса, и преступники. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством;
• общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности;
|
|
• отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений;
• общий выборный руководящий орган. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих признаков могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т.д.), но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме указанных признаков коллектив отличается и другими важными особенностями: здоровым психологическим климатом, доброжелательными отношениями между членами коллектива, сплоченностью, взаимопониманием и взаимопомощью, защищенностью членов коллектива, здоровой критикой и самокритикой.
Перенося вышеназванные признаки на школьный коллектив, можно сказать, что — это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.
Школьному коллективу принадлежит особая роль в социализации личности. Он включает в себя единый общешкольный коллектив, коллективы классов, кружков, спортивных секций, временных коллективных образований. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, художественно-творческого, клубного, спортивного и Других объединений, которые по своим признакам могут рассматриваться как коллективы.
|
|
Проблеме школьного коллектива посвящены исследования Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова И.П. Иванова, А.В. Мудрика и др. Особенно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес Антон Семенович Макаренко.
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть.
А.С. Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.
На первой стадии формируется актив, основные требования предъявляет воспитатель. Стадия считается завершенной, если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности.
На второй стадии усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдвигает собственные к членам коллектива. Основная цель воспитателя на данной стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.
Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований большинством членов коллектива друг к другу.
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию его развития. На этой стадии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Особо важным в формировании коллектива А.С. Макаренко считал выбор практической цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, и называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко выделял три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива — «завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.
Средняя перспектива — перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необходимо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.
Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.
Перед коллективом должны стоять разные перспективы: Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать новые перспективы.
Отличительными признаками сформированности коллектива А.С. Макаренко считал:
• мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
• ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
• дружеское единение его членов;
• ощущение защищенности каждого члена коллектива;
• привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
|
|
В настоящее время ряд положений теории Макаренко подвергается ревизии. Сложился другой подход к определению стадий развития коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин). Под коллективом понимается группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью.
Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уро-
Проблеме школьного коллектива посвящены исследования Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, И.П. Иванова, А.В. Мудрика и др. Особенно весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес Антон Семенович Макаренко.
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — его смерть.
А.С. Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия) и выявил стадии его развития.
На первой стадии формируется актив, основные требования предъявляет воспитатель. Стадия считается завершенной, если в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели и совместной деятельности/
На второй стадии усиливается влияние актива. Актив не только поддерживает требования воспитателя, но и выдвигает собственные к членам коллектива. Основная цель воспитателя на данной стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения задач, ради которых этот коллектив создается.
Третья стадия характеризуется высоким уровнем организованности, предъявлением высоких требований большинством членов коллектива друг к другу.
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию его развития. На этой стадии каждый воспитанник сам предъявляет к себе высокие требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
|
|
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Особо важным в формировании коллектива А.С. Макаренко считал выбор практической цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. В практике воспитательной работы А.С. Макаренко выделял три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива — «завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития. Близкая перспектива должна интересовать всех воспитанников.
Средняя перспектива — перспектива события, несколько отодвинутого во времени. Для его достижения необходимо приложить усилия. Такую перспективу следует выдвигать тогда, когда сформировался актив.
Далекая перспектива — это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий перспектива.
Перед коллективом должны стоять разные перспективы: Ставить их надо так, чтобы работа завершалась реальным успехом. По мере достижения целей следует выдвигать новые перспективы.
Отличительными признаками сформированности коллектива А.С. Макаренко считал:
• мажор — постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию;
• ощущение собственного, достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
• дружеское единение его членов;
• ощущение защищенности каждого члена коллектива;
• привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и
словах.
В настоящее время ряд положений теории Макаренко подвергается ревизии. Сложился другой подход к определению стадий развития коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин). Под коллективом понимается группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистской направленностью.
Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уро-
вень такой зрелости превращает группу в совершенно новое социальное образование — в группу-коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время (например, дети, едущие в оздоровительный лагерь). Их взаимоотношения поверхностны и ситуативны. Группа получает свое название, ей приписываются определенные цели (извне), виды деятельности, условия взаимодействия с другими коллективами. Происходит номинализация группы. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий и не произойдет даже формального межличностного объединения.
Если же начальное объединение произошло, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается ее общая жизнедеятельность, закладывается структура коллектива.
Совместная деятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения. Группа становится группой-кооперацией.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем сотрудничества. Ее межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению высокого результата. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень — автономизацию.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы ассоциируют себя с ней. В этом случае происходят процессы обособления, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп, начнет противопоставлять себя другим. В этом случае группа превращается в группу-корпорацию – лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межличностные взаимообщение и взаимодействие, то в ней наблюдается кол-
лективистическая направленность и она становится группой-коллективом.
Различают производственные, идеологические, школьные, семейные, самодеятельные коллективы.
Школьный коллектив имеет сложную структуру и включает в себя коллектив учащихся, коллектив учителей. В коллективе учащихся выделяют:
• первичный (или контактный) коллектив — учащиеся, находящиеся в длительном общении (класс);
• общешкольный коллектив — его образуют первичные коллективы.
Для выполнения определенного рода деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.).
В последнее время социологи начали выделять в коллективах так называемые малые группы. В них сближение воспитанников основывается не на общности социально значимых целей, а на личных симпатиях и узкогрупповых интересах. Эти группы стали противопоставляться коллективу.
Процесс развития школьного коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым. В практике педагогического управления коллективом необходимо соблюдать следующие правила:
^ разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости;
^ систематически изменять педагогическое руководство, так как коллектив — это динамическая, постоянно развивающаяся система;
^ осуществлять координацию других воспитательных влияний: семьи, окружающей среды, коллектива учителей, работающих в классе;
^ контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления;
•^ определять поручения не только в зависимости от потребностей коллектива, но и с учетом интересов самих воспитуемых.
Выделяют следующие пути сплочения коллектива:
• совместная деятельность. Школьники включаются в различные виды деятельности: учебную, общественно-по-
лезную, трудовую, игровую, художественную, эстетическую, спортивно-туристическую и др. Школьный коллектив прежде всего сплачивает учебная деятельность, так как она осуществляется по единым программам, обучение проводят одни и те же учителя, происходит синхронное накопление социального опыта, школьники совместно переживают однородные воздействия (приходит учитель и говорит об оценках за прошлую контрольную; отрицательные эмоции — любимая учительница на глазах детей раздавила бабочку). Сплачивают коллектив также трудовая и игровая деятельность при педагогически правильной их организации. Через игровую деятельность воспитанники познают окружающую действительность, сами придумывают правила игры, ее ход, являются соавторами и исполнителями;
• традиции коллектива;
• содержательность и динамика деятельности коллектива;
• осведомленность воспитанников о том, что происходит в коллективе, классе, школе, так как это вызывает совместные переживания;
• соревнования, проводимые в соответствии с принципами сравнимости, гласности, помощи, положительной оценки;
• тон, стиль, эстетика коллектива;
• организация самоуправления. Самоуправление — это процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.
Органы самоуправления и их количество формируются в зависимости от конкретных дел. Бывают постоянные (совет класса, учком, старостат) и временные (штабы, комиссии, ВИГи, советы дела) органы самоуправления.
В школе высшим органом самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (при этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных представителям полномочий).
Основными условиями функционирования школьного самоуправления являются: периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, наличие системы ступенчатой ответственности, периодическая отчетность, присутствие игровых элементов.
17.3. Детские и юношеские объединения, их роль в социализации личности
Детские и юношеские объединения способствуют развитию и реализации личностных возможностей воспитанников на основе удовлетворения их интересов и потребностей. Детские объединения дают возможность каждому делать свое дело, защищать собственные интересы, участвовать в самоуправлении. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.
Разные цели объединяют воспитанников: желание неформального общения со сверстниками; стремление ликвидировать дефицит в общении, получить помощь в определении своего места в жизни, защите прав и свобод, в подготовке ко взрослой жизни.
Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации личности в условиях детского объединения, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от внеклассной работы. Например, цель деятельности детских и юношеских объединений рассматривают с одной стороны как цель, которую ставят перед собой воспитанники, с другой — как воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе объединений. В детских и юношеских объединениях повышается социальная значимость деятельности воспитанников. Способствует этому создание условий, при которых успешно осуществляется социализация личности, в результате чего формируются желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе. Так же создаются условия для удовлетворения потребностей, интересов воспитанника, что способствует внутреннему обогащению как его самого, так и организации, формированию новых устремлений; происходит корректировка поведенческих норм личности с общественными нормами, ценностями, социальными программами; выполняются защитные функции (охрана интересов, прав детей и подростков). Принято различать объединения:
• по содержанию деятельности (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.);
• времени существования (постоянные — на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей; временные — детские летние центры, туристические группы и т.д.; ситуативные — участники акций помощи, слетов и т.п.);
• форме управления (неформальные, клубные организации).
Деятельность воспитанников в детских и юношеских объединениях отличается содержанием, формами, методами работы и соответствует возрастным особенностям воспитанников, их интересам и потребностям. Право выбора детского или юношеского объединения, свободы в передвижении из одного коллектива в другой остается за детьми. Такой подход называют вариативным. Он дает возможность выбрать объединение по интересам, реализовать любую, соответственно выбору, программу, самому планировать сроки ее реализации и темпы выполнения.
Существуют различные детские объединения. «Союз пионерских организаций —, Федерация детских организаций» (СПО—ФДО) — это детское общественное объединение в России и СНГ, деятельность которого представлена различными региональными, межрегиональными и профильными детскими общественными объединениями: «Юная Россия», «Родники» (Республика Удмуртия), «Пионеры Башкортостана», «Алые паруса» (Республика Хакасия), «Союз друзей» (г. Обнинск), «Юные патриоты» и др.
Для практического освоения социальных ролей служат встречи представителей СПО—ФДО в «Артеке» (на специально организованных сборах), на сессиях Школы демократической культуры, традиционных сменах в «Орленке», лагерях актива областных и республиканских организаций, международном лагере «Планета ЮНЕСКО» и других объединениях и организациях.
Современными исследователями (Н.Г. Полянская и др.) разработана модель деятельности детского объединения. В ней отражены основные этапы и педагогические условия организации деятельности объединения, которые соотносятся с особенностями развития личности воспитанника в детском объединении (первоначальная адаптация, освоение новых видов деятельности, самореализация в условиях детского объединения, готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях).
Различают три принципа деятельности в данных объединениях:
• гармонизации общечеловеческих ценностей в рамках детских и юношеских объединений;
• включенности воспитанников в социально-личностные значимые отношения, которые служат благоприятной базой для развития жизненных установок и социальных ролей;
• взаимосвязи детского самоуправления и педагогического руководства, которые позволяют воспитанникам самоорганизовываться и самореализовываться в детском объединении.
Существуют временные объединения (детские лагеря, молодежные смены, инструктивные сборы), которые обладают особыми воспитательными возможностями. В них создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность и занимают при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора.
Образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанником в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы. Качественные изменения, происходящие в результате развития детей, — это итог совместной деятельности с воспитателями, сотрудничества в реальных контактах друг с другом.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Тема 18. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
18.1. Особенности управления педагогическими системами
В современных условиях педагогическую систему общеобразовательного или любого другого учебно-воспитательного заведения рассматривают как совокупность следующих систем, каждая из которых тоже является сложной подсистемой:
• дидактической, состоящей из подсистем урочной и внеурочной учебно-воспитательной работы, обязательных и факультативных занятий; урока как основной формы организации учебного процесса (внутри которого выделяются | подсистемы методов работы учителя, учащихся) и др.;
• воспитательной, включающей в себя подсистемы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, воспитания в семье, общественных организациях, самовоспитания и др.;
• материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса (помещения и оборудование, технические и Наглядные средства обучения и воспитания, подсистема финансового обеспечения) и др.;
• ученических отношений и самоуправления школьников (с подсистемами самоуправления в классах, по различным направлениям деятельности) и др.;
• административного управления школой с подсистемами управления учебной, воспитательной и другими видами работы.
Наличие административной системы обусловлено необходимостью объединения в единую систему дидактической, воспитательной, материально-технической подсистем и подсистемы ученического самоуправления.
Система работает эффективно, т.е. решает задачи, связанные с разносторонним воспитанием и развитием воспитанников, при условии взаимодействия всех подсистем в одном направлении деятельности. Личность не формируется по частям. Эта комплексность и составляет одну из особенностей управления педагогическими системами.
Другая особенность состоит в том, что в управлении принимают участие все: администрация, учителя, ученики. Такое положение оказывает существенное влияние на содержание и результаты управленческой деятельности, поскольку на всех ее этапах управляющий любого уровня вынужден считаться с тем, что в каждый отдельный момент его деятельность и состояние системы определяются не только его решениями.
Управленческие отношения в образовании на всех уровнях являются также и воспитательными. Воспитатели, будучи управляющими по отношению к воспитанникам, руководят ими, а воспитанники усваивают эти отношения в качестве правильных представлений, то есть осуществляется воспитание. Отсюда вытекают высокие требования к моральному облику руководителя, воспитателя, учителя.
Особенностью управления педагогическими системами является одновременное параллельное управление на разных уровнях профессиональной деятельности. Деятельностью ученика по формированию его личности управляет не один воспитатель, а несколько учителей-предметников, классный руководитель и все сотрудники школы, оказывающие повседневное влияние. Также управление деятельностью учителей, классных руководителей осуществляется и директором, и заместителем директора по учебной, внеклассной и воспитательной работе. Учителя одновременно являются и классными руководителями, и учителями-предметниками, и членами предметных методических объединений.
Тема 19. ШКОЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
19.1. Современная школа как объект научного управления
Управление современной школой как сложной педагогической системой требует от руководителя научного подхода в построении целостной системы управления и перевода ее в режим развития. Для этого необходимо четко определить:
• вид и цель школы;
• информационное обеспечение (интересы, возможности учеников, запросы их родителей);
• кадровые, материально-технические, психологические условия (для удовлетворения выявляемых потребностей);
• собственный вариант учебного плана;
• систему обучения (индивидуальную, классно-урочную, лекционно-практическую, циклопоточную для школ различных ступеней и групп учащихся и т.п.);
• режим организации учебно-воспитательной работы (пяти-шестидневная неделя, первая или вторая половина Дня);
• приоритетные условия (кадровые, материально-технические, финансовые, научно-методические, социально-психологические) для достижения школой поставленных целей.
Управление школой как педагогической системой, с одной стороны, должно сохранять ее целостность, с другой — позволять изменять, влиять на действия отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы должно быть направлено на цели, обусловленные потребностями общества, которые необходимо достигнуть в строго определенное время. Цели определяют содержание пе-
дагогической системы школы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов реализации.
В.А. Сластенин отмечает, что одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части; руководители органов и объединений, участвующих в самоуправлении.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся в учебной и внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся, стоящие во главе классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками, при которых ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Важное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором выделяют два уровня управления: первый — общешкольный и классные коллективы; второй — ученические общественные организации, спортивные секции, творческие объединения, кружки, учебные бригады и т.д.
Взаимодействие педагогического и ученического коллективов регулируется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава общеобразовательного учреждения.
9 Педагогика
19.2. Функции, методы и формы управления
В процессе управленческой деятельности реализуются следующие функции:
• определения цели (формулирование идеального представления о конечном результате деятельности всей системы, в том числе на отдельных ее этапах);
• планирования (разработка перспективного плана и плана работы на учебный год по различным направлениям деятельности школы);
• организации (грамотное распределение функциональных обязанностей и построение системы подчинения и ответственности);
• регулирования (согласование деятельности различных служб по разным направлениям для реализации принятых программ);
• мотивации (создание условий для участия, в творчестве, в научно-исследовательской работе, осуществлении инновационных проектов; формирование духа единой команды, стимулирование социальной активности учителей; оценивание и поощрение за достигнутые результаты);
• контроля (своевременное получение информации о ходе выполнения намеченных планов для анализа и формулирования новых задач);
• педагогического анализа (изучение, анализ и формулирование выводов и предложений по совершенствованию процесса обучения, воспитательной работы, материальной базы образовательного учреждения, финансово-экономического обеспечения учебно-воспитательного процесса, педагогических кадров, состава воспитанников).
Анализ содержания вышеназванных функций позволяет разделить содержание управления на организационно-контрольную деятельность (руководство деятельностью управляемых: предъявление им заданий, требований, согласование их усилий, контроль за ходом работы, поощрение, наказание и др.) и деятельность управляющих (определение цели, мотивации, поиск финансовых средств, разработка структуры организации, создание технологической базы для деятельности).
Методы педагогического управления рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализации его функций. Основные группы методов управления составляют методы:
• экономического стимулирования педагогических работников (в соответствии с количеством и качеством труда; оплата за категории, звание и т.д.);
• организационно-распорядительные, или административные (регламентация деятельности исполнителей, указания, распоряжения, приказы и т.д.);
• психолого-педагогического воздействия (советы, просьбы, пожелания, благодарности) и влияния (установление благоприятного психологического климата, стимулирование творчества и инициативы, прогнозирование социальных перспектив развития образовательного учреждения);
• общественного воздействия (вовлечение педагогов и учащихся в управление образовательным учреждением);
• общественного влияния (развитие демократии в коллективе, толерантности, повышение престижа и имиджа людей, работающих в данном учреждении).
В последние годы за счет появления в школах психологической службы привычные методы управления обогатились новыми. Сотруднику школы, имеющему дело со школьной информацией, важно знать способы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами и т.п. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, пользоваться которой могли бы как руководители школы, так и учителя.
Формы организации управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, наставничество, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч. Формы реализации социально-психологических методов бывают представлены либо правилами внутреннего распорядка, либо входят в устав школы.
Таким образом, в организации управления школой важно, чтобы существовала система управленческой деятельности и управленцы знали способы ее реализации.
Тема 20. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ ШКОЛ
20.1. Управление инновационными процессами
Термин «инновация» означает новшество, изменение, введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу под этим понятием понимают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации являются носителями новшества, средствами доставки изменений в обновляемую систему. Инновации без новшества бессодержательны. Но и новшество без инновации — это только абстрактная, чисто теоретическая возможность улучшить состояние дел. Управленческие новшества и инновации включают различные жизненные циклы и логические структуры. Инновации в цикле своего развития имеют определенные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация нового, распространение и рутинизация (отмирание). Жизненные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.
Совокупность отдельных управленческих инноваций образует общий инновационный процесс в управлении школой, который в свою очередь является составной частью еще более широкого инновационного процесса в системе общего образования территории, региона, страны и т.д.
Инновационный процесс — это совокупность отдельных инноваций (нововведений), каждая (каждое) из которых
понимается как отдельный, частный инновационный процесс. И именно этим процессом необходимо управлять руководителю школы.
В условиях инновационного режима идет активный Процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Это отражается на характере взаимоотношений людей. Результатом инновационных процессов является использование как теоретических, так и практических новшеств. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста инновационных процессов. Управление ими обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и использование в профессиональной деятельности новых концепций, теорий, идей, технологий, методик, передового педагогического опыта.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:
• обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
• усилением гуманитаризации содержания образования;
• непрерывным изменением объема учебных дисциплин;
• введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения;
• изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
• вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;
• созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.
В реальной практике характер инновационных процессов определяется содержанием предполагаемых результатов, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности учителей-практиков к инновационной деятельности.
При управлении инновационными процессами в школе с учетом прогноза конечных результатов основная часть
этих действий обсуждается коллегиально. Самые крупные мероприятия программной инновационной деятельности разрабатываются групповым методом.
В конкретной программе определяют исходную позицию деятельности каждого члена коллектива (или звена школы), прогнозируют окончательный результат деятельности, определяют время для достижения намеченной цели, обеспечивают улучшение существующих условий.
При управлении инновационными процессами важное место занимает контроль за результатами. Назначением и задачами контроля являются:
• аналитическая оценка достигнутых результатов, соответствующие выводы для проведения работы по регулированию процесса образовательной деятельности;
• оценка деятельности всех участников инновационного процесса, их конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;
• оценка результатов управления инновациями в соответствии с комплексно-целевой программой и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;
• формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.
Управление школой влияет на результат ее функционирования.
20.2. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции
Процесс обновления систем внутришкольного управления в конкретном образовательном учреждении во многом зависит от интенсивности, целенаправленности, содержания инновационных процессов в нем, а также в других образовательных учреждениях.
Наиболее значимыми для развития внутришкольного управления считают следующие тенденции:
1) объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления;
2) рост требований к качеству управленческой деятельности в школе;
3) появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами;
4) развитие систем внутришкольного управления.
Вышеназванные тенденции приводят к инновационным процессам в системах внутришкольного управления. Перечислим их:
• переход к личностно-ориентированному обучению;
• включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей;
• осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся;
• ориентация на демократическое, гуманистическое управление;
• осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей;
• учет конкретного социального заказа;
• подготовка программ и концепций развития школы и др.
Существенные изменения в правовом статусе образовательных учреждений, состоянии объекта управления, его задач привели к возникновению новых функций управления. К числу таких изменений относят:
^ расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления;
^ отражение этого процесса в управленческом сознании;
^ обогащение образа управляемого объекта;
^ появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений;
^ существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов;
^ освоение стратегического и долгосрочного планирования;
^ возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы);
^ освоение новых видов управления.
Новым явлением стало выделение в составе управленческих функций специальных функций развития и управления инновационными процессами. Школы начали осуществлять работу по анализу своей внешней среды и прогнозу тенденций ее изменения в будущем. Усилилось внимание школ к развернутому анализу своих достижений на всех последовательных этапах ее развития со специальным выявлением конкурентных преимуществ. При этом анализ результатов функционирования школ связывается с успехами в постановке образовательного процесса.
Тема 21. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
21.1. Повышение квалификации педагогов
Руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей — одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компонентами данной работы являются:
^ совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;
^ обеспечение более высокого уровня методического оснащения учебно-воспитательного процесса в школе и инновационной деятельности на всех уровнях;
^ совершенствование деятельности педагогических коллективов по определению направления развития школ.
Все специалисты в ходе своей профессиональной деятельности должны совершенствовать педагогическое мастерство на специальных курсах, семинарах, в образовательных учреждениях повышения квалификации. Для этой цели организуются:
• краткосрочное тематическое обучение, проводимое по месту основной работы и заканчивающееся сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата по конкретным вопросам профессиональной деятельности (может проводиться без отрыва от работы);
• среднесрочные тематические и проблемные семинары на уровне отрасли, организации, учреждения (могут проводиться без отрыва от работы);
• длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности.
Для получения дополнительных знаний и умений по новым программам, для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий организуется профессиональная переподготовка (получение второго образования).
По результатам переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право вести работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
22.2. Задачи аттестации педагогов
Введенная в 1990-е гг. система совершенствования профессиональной подготовки учителей — аттестация — является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ. Цель аттестации — стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой.
Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
Ее принципы: добровольность, открытость, системность и целостность, объективность.
Аттестация учителей включает экспертную оценку труда — его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Она проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.
Учителя сами определяют свои возможности аттестоваться на присвоение квалификационной категории, они имеют право выбора формы аттестации: демонстрацию серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе или творческий отчет, защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.
- Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории (разряда по единой тарифной сетке), оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.
Иногда аттестация может проводится по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. № 256, для аттестации образуются три вида комиссий.
Главная аттестационная комиссия создается органом управления на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования.
Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием.
Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом.
Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлены три квалификационные категории:
• высшая — ее может присвоить главная аттестационная комиссия;
• первая — присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией;
• вторая — присваивается аттестационной комиссией школы.
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности (в форме творческого отчета, научно-методической или опытно-экспериментальной работы) и экспертной оценке практической деятельности (психолого-педагогическая экспертиза в различных вариантах).
Присвоение категории происходит на основе документальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей),
анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой, доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики работы школы.
22.3. Технология педагогической аттестации
Проблема аттестации учителей — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.
Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая — это оценка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая — оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития).
Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса.
Критерий результата (результат педагогической деятельности).' Качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность определяются:
• запасом фактических знаний по предмету;
• умением пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);
• пониманием сути процессов и явлений в природе и обществе;
• степенью самостоятельности учащихся;
• умением добывать знания;
• отношением к делу, поведением в школе, активностью в общественно полезной трудовой деятельности, эстетической и физической культурой.
Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя. С этой целью изучаются: -
• работа учителя над повышением своей квалификации;
• качество уроков, учебная и воспитательная работа;
• умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
• работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей.
Аттестация учителей проводится в три этапа. Первый этап — создание решением педагогического совета аттестационной комиссии в образовательном учреждении и ее утверждение руководителем данного учреждения.
На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.
Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой квалификационной категории — в аттестационную комиссию муниципального управления, для получения высшей квалификационной категории — в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию.
Второй этап — организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности.
Третий этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации. На основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.
Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит от личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Воспитание — 1) в социальном смысле — функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.
Воспитательная система — совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.
Диагностика — точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Задатки — анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.
Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Закономерности обучения (воспитания) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Закономерности педагогического процесса — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического
процесса.
Знание — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. (результат усвоения системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий и др.).
Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.
Коллектив (школьный) — группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.
Концепция непрерывного образования — современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания — способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения — способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
Навык — автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства).
Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приемов продуктивной деятельности в процессе обучения.
Обучаемый — человек, которому целенаправленно передают знания, умения и другие компоненты социально-культурного опыта для того, чтобы он мог активно использовать их в процессе своей жизнедеятельности.
Обучающий — человек, целенаправленно передающий освоенные им знания и умения, способы действия при выполнении определенных задач и разрешении проблем, а также свое понимание жизни и отношение к ней.
Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних.
Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая технология — строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Перевоспитание — вид воспитания, целью которого является устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности,
Правило обучения (воспитания) — конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения (воспитания).
Прием обучения (воспитания) — составная часть или отдельная сторона метода обучения (воспитания).
Принципы обучения (воспитания) — основные (общие, ководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения (воспитания) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы педагогического процесса — исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.
Противоречия — столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия — осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов деятельности.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Самообразование — активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Самоуправление — процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.
Склонность — предрасположенность к чему-либо.
Содержание образования — педагогически-адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Социализация — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Среда — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Тест — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.
Умение — способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).
Учебный план — документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность -учебного года, каникул.
Учение — деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Форма обучения — внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения — конструкция отдельного ^ звена процесса обучения, определенный вид занятий.
Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Ценности педагогические — нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. V Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Эксперимент (педагогический) — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.
ПЕРСОНАЛИИ
Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931) — грузинский педагог. Один из инициаторов обучения детей в условиях школы с шести лет. Руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Система обучения и воспитания, разработанная Ш.А. Амонашвили, строится на гуманистической основе, вере в ребенка. В такой школе отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Ученики соучаствуют в построении урока, составлении заданий, собственного учебника. Ш.А. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.
Основные работы: Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980; Здравствуйте, дети! М., 1983; В школу — с шести лет. М., 1986; Как живете, дети? М., 1986; Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
Бабанский Юрий Константинович (1927—1987) — доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию оптимизации обучения. Считал возможным использование этой теории для решения педагогических проблем тактического и стратегического характера. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Разработал теорию научной организации педагогического труда.
Основные работы: Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977; Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985; Избранные педагогические труды. М., 1989; Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1983.
Блонский Павел Петрович (1884—1941) — педагог и психолог, доктор педагогических наук, профессор. Дореволюционные работы имели историко-философский и историко-педагогический
характер (сочинения о педагогических взглядах Я. А. Коменского К.Д. Ушинского, Ф.Паульсена). В учебных пособиях для вузов «Курс педагогики» (1916), «Задачи и методы народной школы» (1916) сформулировал