Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания

Выбор средств и форм воспитания — это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее реше­ния зависит эффективность любой воспитательной дея­тельности.

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реа­лизовывали образовательную, развивающую и воспита­тельную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимо­действия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельно­сти принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый уча­стник также неповторим, как и дети. Исходя из этого стро­ить работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использо­вать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробиро­ванных на практике форм воспитательной работы. Предпоч­тительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкрет­ные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, воз­можности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует определения конк­ретных способов, приемов, методов организации деятель­ности, что целесообразно осуществлять вместе с участни­ками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспи­тательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).


Тема 17. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Семья, школа и учреждения дополнительного образова­ния, детские и юношеские объединения, улица, средства массовой информации — это те воспитатели, которые ока­зывают формирующее влияние на развитие личности. Се­мья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стре­мится формировать правильное поведение, правильные взгляды; детские и юношеские организации ликвидируют дефицит общения; улица заполняет то пространство, кото­рое не занимают ни семья, ни школа, ни объединения. Ре­бенок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние.

Поэтому воспитание изучают во взаимодействии влия­ющих на личность компонентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: