Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».
Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было. Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач».
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться. Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
1. Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.
2. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
3. Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых организаций, и, соответственно, лишены возможности приобретения опыта коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества.
Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы. В моем понимании, воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей.
Целью моей работы стало моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.
В основу программы положена система работы академика РАО И.П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
В процессе работы по данной программе я создаю условия для:
- проявления самостоятельности;
- проявления активной гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
- аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
- организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
- коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).
Для того, чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка - высшая ценность. Ребенка надо принимать каким он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности: урочная и внеурочная деятельность.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются и укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Один из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.
В свою работу я включила уроки человековедения, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии, тренинговые занятия, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, продленке, на классных часах. Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей. Дети постоянно принимают участие в школьных олимпиадах и не один год занимают призовые места во всероссийских олимпиадах «Кенгуренок», «Русский медвежонок». Ежегодно мы участвуем в Всероссийских конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект –экспресс», «Эрудиты планеты». Многие ученики стали лауреатами этих конкурсов.
Вот уже 2 года мы принимаем участие во Всероссийских конкурсах «Мы – Занковцы», «Вернисаж Занковцев». Во 2-м классе мы работали над информационно-творческим проектом «Кошки». В работу был вовлечен весь класс. Была сделана выставка поделок и рисунков, дети и родители потрудились на славу. На районном конкурсе проектных работ мы заняли 1-е место.
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».
Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. Большинство детей из класса посещают кружок по православию, многие дети ходят в воскресную школу.
Также мы частые гости Зарайского краеведческого музея, где узнаем об истории, обычаях, традициях нашего родного края. Экскурсии в Кремль, по памятным местам нашего города расширяют детский кругозор, оставляют неизгладимые впечатления.
Много внимания уделяется укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры.

Традицией нашего класса стало проведение спортивной игры «Папа, мама, я - спортивная семья». В этом учебном году на районных соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» выступали за честь школы. Интересно и увлекательно проходит «День защиты детей», на котором мы несколько раз занимали 1-е место среди 1-4 классов. Регулярно ведется работа по пропаганде правил дорожного движения и профилактике детского травматизма. Все мероприятия проводятся в игровой форме. Это классные часы «Мы - пешеходы», «Огонь - друг и враг человека», праздники «Осторожно, дорога!», «Друзья светофора».
Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!».
За два года обучения мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью. Мы постоянно участвуем в школьных и районных выставках поделок и рисунков. Неоднократно занимали призовые места.
Ребята-занковцы настолько любознательны, инициативны, стремятся к самореализации своих возможностей, что посещают порой по два-три кружка как в стенах школы, так и в учреждениях дополнительного образования.

Дети находят применение своим творческим способностям: они являются активными участниками школьных и многих городских мероприятий.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
- если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
- если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
- если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Созданные условия позволили:
- раскрыть индивидуальные способности детей;
- воспитать самостоятельность;
- проявить активную общественную, гражданскую позицию;
- способствовать саморазвитию и самореализации, социализации личности в современных условиях.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными. Я стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

«Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения. (Система Л.В. Занкова)»

Опубликовано 28.09.2011 - 10:09 - Дёмина Алла Владимировна

Обобщение опыта воспитательной работы

Скачать:

  • doklad_vystuplenie.doc - 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Демина Алла Владимировна

«Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС второго поколения.
(Система Л.В. Занкова)»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова «достижение оптимального общего развития каждого ребенка».

Леонид Владимирович Занков в своей работе «О начальном обучении» писал, что основное внимание в его исследованиях сосредоточено на обучении. Поэтому оформленной системы воспитательной работы в начальных классах вниманию педагогов, работающих в данной дидактической системе, предложено не было. Однако, по словам Л. В. Занкова, «обучение и воспитание органически связаны между собой... Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников —это одна из актуальнейших задач».

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении

Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности —процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.

Организация внеучебной деятельности младших школьников

в рамках ФГОС второго поколения

Черничкина Г.В.

г. Верхний Уфалей, МБОУ СОШ №1

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Верхнего Уфалея участвует в апробации ФГОС второго поколения.

Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная работа». Общеобразовательное учреждение имеет право реализовать предлагаемую внеучебную работу только при наличии необходимых условий обучения в режиме продленного дня.

Я считаю, что это нововведение удачно как для педагога начальной школы, так и для ребенка. Планируя организацию внеурочной работы, я придерживалась следующих принципов:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Предлагаю познакомиться с направлениями образовательно-воспитательной деятельности, которые мы используем в начальных классах в режиме продленного дня.

Направление образовательно-воспитательной деятельности Название кружка Кол-во часов
Спортивно-оздоровительное «Крепыш»  
Художественно-эстетическое «Мы танцуем и поем» «Юный художник»  
Образовательное «Занимательная математика» «Веселая грамматика»  
Патриотическое «Родное гнездо» (сотрудничество с городским историко-краеведческим музеем)  
Общественно-полезное «Умелые ручки»  
Проектная деятельность «История школы, в которой я учусь» «Семейные праздники»  

Отводимые часы используются на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и их родители (законные представители) выбрали те направления деятельности, которые им наиболее интересны. Но разумное распределение часов в значительной мере зависит от учителя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Существует большое количество самых разнообразных предметных кружков. Образовательный кружок «Веселая грамматика» предусматривает более углубленное изучение некоторых тем по русскому языку. А на кружке «Занимательная математика» я успешно реализую принцип дифференцированного обучения, т.к. при работе использую пособие В.Н.Рудницкой «Дидактические материалы по математике».

С большим удовольствием посещают дети занятия кружка «Умелые ручки». Я считаю, что ребенку для полноценного развития эти занятия необходимы как воздух. Ведь это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Периодически мы с детьми организуем выставки работ. Это дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

С нетерпением дети ждут занятий кружков «Юный художник» и «Мы танцуем и поем». Приоритетной целью художественного образования является духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль данной программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». А многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Фольклорный материал вносит в занятия радостные минутки. После каждого занятия педагог вместе с детьми оформляет выставку работ. У родителей же появляется возможность посмотреть и обсудить детские работы с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.

Особенно любят дети заниматься в спортивном кружке «Крепыш».

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Такой уровень наших детей мы и поддерживаем занятиями в кружке «Крепыш».

Его посещение позволяет учащимся сделать передышку, сменить род деятельности, восстановить физическую активность организма.

Спортивно-оздоровительная деятельность очень разнообразна. Занятия проходят и в тренажерном, и в спортивном залах, на стадионе улицы. Содержание занятий включает в себя упражнения и игры с учетом интересов и желаний учащихся. Тем самым повышается эмоциональный фон ребенка, а главное-желание систематически заниматься физической культурой.

Поэтому, можно сказать, что физическая культура-это универсальное средство борьбы с болезнями. Конечно, кроме оздоровительного, физические упражнения дают и тренирующий эффект, а также формируют физические качества и навыки.

Уровень физической подготовленности, по словам учителя, значительно растет. Такие кружки должны существовать, они необходимы для укрепления здоровья и полноценного развития ребенка.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,

к родному городу, к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачев

Тесное сотрудничество установлено с «Историко-краеведческим музеем г. Верхнего Уфалея». Музейно-педагогическая программа «Родное гнездо» предусматривает совместную работу специалистов музея и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружение в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире.

Программа «Родное гнездо»

  1. Вводная беседа. Что такое музей?
  2. «Родное гнездо» /понятие о малой родине/.
  3. «Секреты музея».
  4. «Уфалейское подворье» /экскурсия в частный дом старинной постройки/.
  5. «Кто на подворье живет?»
  6. «В русской избе» /мифология жилища/.
  7. «Дом вести – не лапти плести».
  8. «Что в избе за барыня?» /история печи/
  9. «Без хозяина дом – сирота».
  10. «Нет дороже дружка, чем родная матушка».
  11. «Радость в доме – дети!»
  12. «Жили-были дед да баба».
  13. «Вся семья вместе, так и душа на месте».
  14. «Дорожи своим именем».
  15. «Родословное древо».
  16. «Мой род – моя крепость».
  17. «Семейный котел всегда кипит» /о семейных праздниках/.
  18. «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя».
  19. «От Рождества до Крещения». Зимние забавы.
  20. «Диалог прошлого с настоящим».
  21. «Федорино горе» / о кухонной утвари\.
  22. «Этот звон посуды нежной» / о кузнецовском фарфоре/.
  23. «Движение рук рождает образ» / о каслинском литье/.
  24. «Самовар кипит – уходить не велит».
  25. «О чем звенит самовар?» /традиции и обычаи русского застолья/
  26. «Как рубашка в поле выросла» /сказка-быль о льноделии/.
  27. «Сказ о голубом цветке» /история льноделия/.
  28. «Из бабушкиного сундука» /народный костюм/.
  29. «Башкирская юрта».
  30. «Ой, лапти мои, лапти лыковые».
  31. «Во поле береза…» / о дереве России – березе/.
  32. «Берестяные чудеса».
  33. «Уфалейские посиделки» / с чаепитием/.

Я считаю, что совместная работа с городским историко-краеведческим музеем очень важна. Об этом же говорят и отзывы родителей:

«В конце сентября я со своей дочерью посетила Челябинский областной краеведческий музей. Великолепные залы, огромные, просторные. Мы 3 часа бродили по трем выставочным залам.

И какова же была моя гордость, когда моя дочь, пройдя по «Залу истории и народного быта» провела для своей мамы мини экскурсию. Она рассказывала мне и про предметы из крестьянской избы, и про народные костюмы, и про ткацкий станок.

Но сразила меня наповал у экспоната напоминавшего маленький железный чайничек и на мой вопрос: «Что это?», запросто ответила: «Мама, ну ты что не знаешь? Это же «дымаль», для обкуривания ульев с пчелами!».

Я поинтересовалась, откуда же у моего ребенка такой багаж знаний по истории родного края, на что получила ответ: «Ведь мы же каждую неделю с продленкой ходим в музей!»

И в этот момент я поняла, наверняка дети, посетившие наш краеведческий музей хотя бы раз, впитают это достояние на годы, познают чувство малой родины, а также любовь к России».

Гриднева И.А. (мама уч-ся 2 «В» класса Гридневой Марины)

Одним из направлений образовательно-воспитательной деятельности является проектная деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.

Для развития навыков исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения:

  1. видеть проблему;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперимент;
  8. делать выводы и умозаключения;
  9. структурироватьматериал;
  10. доказывать и защищать свои идеи.

В 1 классе мы выполнили групповой проект «История школы, в которой я учусь». Предметом исследования являлась школа и ее история. Мною были поставлены следующие цели: познакомить с понятием «малая родина», учениками, которыми школа может гордиться по праву; развивать умение работать с научным текстом, выделять в нем главную мысль, анализировать; развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группе и индивидуально по плану проекта; воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.

Вместе с учащимися был составлен план проекта:

  1. История моей школы. / Школьный музей, экскурсии, городской историко-краеведческий музей/.
  2. Символика родной школы.
  3. Традиции школы.
  4. Мои родители – ученики МОУ «СОШ№1».
  5. Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе.
  6. Учителя – участники различных конкурсов городского и областного уровней.
  7. Учителя, которые окончили среднюю школу №1.
  8. Е.Ю.Зайцева – преподаватель русского языка и литературы, продолжатель педагогической династии Пожелуевых.
  9. Просто ученики, без которых не существовал бы дом – средняя школа №1, которая в этом году отмечает свой юбилей.

Итогом работы над проектом явилась его защита на х городской научно-практической конференции учащихся города Верхнего Уфалея, в секции «Краеведение», где мы заняли 1 место.

У детей появилось желание продолжить работу над новым проектом, а меня, как педагога, это очень радует. Довольны работой и родители:

«Отдав ребенка в 1 класс МОУ СОШ №1, мы узнали о таком нововведении, как проектная деятельность в младших классах. Наша дочь с большим интересом занималась этой деятельностью, тема была понятна продленного дня. Работая над проектом, она познакомилась с историей школы, ее символикой, традициями. Узнала, что многие знаменитые люди тоже когда-то учились в этой школе. Так же из интервью (которое научились брать сами ученики) они узнали об учителях и администрации школы.и интересна ей. Занятия в основном проводились в группе

Некоторые вопросы были построены на основе самостоятельной деятельности, так же были и экскурсии. Можно сказать, что перврклассники прошли сложнейший путь исследований, и затем была защита данного проекта. Дочь очень сильно переживала, готовилась к этому, а мы, конечно же, переживали вместе с ней. Ведь это была серьезная работа. И защищая свой проект на городской научно-практической конференции учащиеся нашего класса, заняли первое место и получили грамоту Управления образования. В результате проектной деятельности наш ребенок научился работать с научным текстом, выделять главные мысли, анализировать. Учитель воспитала чувство паириотизма, любовь к родной школе, гордость, за то, что она – Ученица этой школы.

Мы очень благодарны нашему педагогу!»

Семья Воробьевых (родители уч-ся 2 «В» класса

Воробьевой Ксении)

Вместе с тем практика показывает, планируя внеучебную работу, невозможно обойтись без связи с учреждениями дополнительного образования, которые оказывают помощь в проведении кружков, праздников и т.д.

Судя по отзывам родителей, детям безумно нравится внеурочная деятельность.

«Во время занятий в группе продленного дня уделяется большое значение всестороннему развитию детей. Ребята с радостью посещают различные кружки: эстетического, образовательного, спортивного и других направлений. Каждый нашел то, что ему действительно нравится. Каждую неделю дети посещают городской историко-краеведческий музей, а это приобщение детей к истории родного края, города. Один раз в неделю ребята ходят в городскую библиотеку. Не думаю, что работающие родители смогли бы так всесторонне организовать досуг своего ребенка».

С уважением, семья Маркиных (родители учащейся 2 «В» класса Маркиной Яны».

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

Опубликовано 12.02.2012 - 15:02 - Харсеева Татьяна Николаевна

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям.

Скачать:

  • organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole..doc - 71 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в начальной

школе в рамках ФГОС.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Проблемно-ценностное общение
  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
  5. Художественное творчество
  6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)
  7. Трудовая (производственная) деятельность
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность
  9. Туристско-краеведческая деятельность

Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения,

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного

учреждения

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,

а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)

Опираясь на данную базовую модель, может быть несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности:(модель дополнительного образования. модель «школы полного дня», инновационно-образовательная модель.)

В этом учебном году мы работаем используя оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа. В июне, а затем в августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по своему направлению. Еленой Григорьевной было разработано положение о внеурочной деятельности и составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Духовно-нравственное направление реализуется через два кружка. Это «Птица счастья» который ведёт Пенкина Наталья Викторовна и «Азбука общения» - Ковальчук Наталья Александровна.

В основе кружка «Азбука общения» лежит программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4класс)». Основная цель занятий - помочь младшему школьнику научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, рефлексивные технологии, беседы с элементами тренингов.

Основными задачами кружка «Птица счастья», который ведёт Пенкина Наталья Викторовна, являются: формирование нравственных качеств, устойчивых положительных привычек; знакомство детей с миром природы: воды, солнца, земли, цветов, неба и бережному отношению к тому, что нас окружает.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Юным умникам и умницам», который ведёт Трофимова Анна Николаевна и «Мой друг - компьютер», который ведут Орлова Ирина Викторовна и Костюхина Елена Александровна.

В основе кружка «Юным умникам и умницам» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

В основе кружка «Мой друг - компьютер» лежит программа «Информатика и ИКТ» А. В. Горячева. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации.

Общекультурное направление реализуется через кружки «Волшебные краски», который ведёт Горчакова Ольга Ивановна и «Бумажные фантазии» - Веселова Наталья Владимировна, а также «Музыкальный театр» – руководитель Белова Людмила Николаевна и хоровая студия «Весёлые нотки» - Корбан Ирина Павловна.

Основной целью кружка «Волшебные краски», который ведёт Горчакова Ольга Ивановна, является развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности, постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

Программа кружка «Бумажные фантазии», который ведёт Веселова Наталья Владимировна, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, развитие мелкой моторики рук.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Цель курса «Музыкальный театр» содействовать развитию духовно-нравст венных основ личности ребёнка, раскрытию таланта каждого ребенка и пре одоления психологических барьеров, мешающих полноценному са мовыражению; приобщение к широкому пласту духовно-нравственных и куль турных традиций народов России.

Во время занятий в хоровой студии «Весёлые нотки» у учащихся формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового искусства.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, занятия в бассейне, которые ведёт Ушакова В. Ю. и факультатив «Школа безопасности», который ведёт Харсеева Т. Н.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно – полезная деятельность: работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми; коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты.

С начала учебного года первоклассники приняли участие в таких проектах, как «Моя семья», «Моя малая Родина». Во время акции «Как помочь птицам зимой?», ребята изготовили кормушки и развесили их вокруг школы и в своих дворах.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • Создать свой персональный мини-сайт.
  • Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.

Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...

Документы для Вашего портфолио:

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

В папке содержится презентация и методическое сопровождение к ней. Материал может быть использован для выступления на школьном методическом объединении.

ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе. ФГОС

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея.

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения.

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность

Организация внеурочной деятельности в 1-х классах по ФГОС в МБОУ "СОШ № 22 г Октябрьского РБ"

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности у первоклассников. По каким программам работать, как распределить предлагаемые Учебным планом часы, в какое время и кто это должен делать? Готовых ответов нет, т. к. каждое образовательное учреждение уникально по кадровому составу, инфраструктуре, фонду оплаты труда. В предлагаемом материале представлена модель организации внеурочной деятельности в 1-х классах в конкретной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: