Семья как субъект педагогического взаимодействия

Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраня­ет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

Семья реализовывает определенные функции:

• репродуктивную — рождение детей (инстинкт про­должения рода, потребность иметь детей, растить и воспи­тывать их);

• хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяй­ства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их матери­альное обеспечение);


• воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздей­ствие семейного коллектива на каждого из его членов; пере­дача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

• коммуникативную (организация внутрисемейного об­щения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

• рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).

В различные периоды жизни человека интенсивность воспитательного влияния семьи различна: в дошкольном возрасте она играет исключительно важную роль в реали­зации практически всех (материальных, духовных, позна­вательных) потребностей ребенка; в младшем школьном возрасте — доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ос­лабевая в целом, сохраняет для растущего человека боль­шое значение в части развития его самопознания, личност­ного, социального и профессионального самоопределения.

Дифференцирование семья влияет и на детей разного мола: известно, что девочки более привязаны к семье, чем мальчики.

Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традиция­ми и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Существуют общие факторы, обеспечивающие особую.роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; пост­роение отношений в семье на чувствах родства, любви, Доверия, взаимной ответственности; передача опыта от по­коления к поколению, чему способствует общение и взаи­модействие в семье между людьми разного возраста. Роди­тели имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности.

Семьи классифицируют по различным признакам:

• по структуре (количеству членов, их возрастному со­ставу): различают семьи из трех поколений — родители,


дети, внуки; из двух поколении — родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более де­тей); неполные, в которых нет одного из родителей; без­детные и др.;

• по условиям жизни и развития в семье (благополуч­ные и неблагополучные);

• по стилю семейного воспитания (авторитарный, де­мократический, либеральный).

Авторитарный стиль характеризуется строгостью, из­лишней требовательностью, что вызывает протест или аг­рессивность, апатию или пассивность у детей. Проявляется это внешне в грубости, лжи, лицемерии, вызывает у ребен­ка чувство страха и незащищенности.

Демократический стиль характеризуется уважением родителей к личности ребенка, к его позиции, самостоя­тельности. Они умеют выслушать детей, не навязывают своих решений, способствуют проявлению их творческой инициативы. В такой семье ребенок чувствует себя ком­фортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, делится проблемами, при­слушивается к советам, имеет чувство собственного дос­тоинства.

Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказан­ность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсо­лютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоиз­му, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали.

Родители, искренне любящие своего ребенка, желающие ему добра, взаимодействуют с ним на демократических ос­новах, но чувствуют, когда необходимо использовать в вос­питании элементы авторитарного или либерального стиля.

И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:

• благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители любят детей, умеют содержа­тельно организовать их и свою жизнедеятельность; члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку; в ос­нове взаимоотношений лежат нравственные нормы; роди­тели имеют высокий культурный уровень);

• менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его


недостаточно, где нет места требовательности, где родите­ли занимаются разрешением собственных проблем в ущерб заботе о собственных детях. Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по вос­питанию вследствие низкой педагогической культуры);

• неблагоприятные для формирования личности ребен­ка (семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни; предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком (подавление личности, жесткий контроль); не умеют разумно организовать жизнедеятель­ность семьи; не обладают должным родительским автори­тетом; имеют низкий культурный уровень; родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются про­блемами ребенка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребенка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым);

• нейтральные семьи (дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях, ребенка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, за­щиты, может оказаться в противоправной среде).

Существуют определенные правила эффективного вос­питания в семье:

•^ ребенка следует любить таким, каков он есть;

•^ для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны;

•^ необходимо знать особенности возраста, что помога­ет избежать извечного конфликта «отцы и дети» и дает воз­можность выбрать оптимальные методы воспитания;

•^ важно уметь слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов;

•^ нужно научиться наказывать за совершенный посту­пок, а не личность (не ребенок плохой, а плохо то, что он сделал);

•^ прежде чем делать выводы по замечаниям чужих лю­дей в адрес ребенка (соседей, учителей), нужно его выслу­шать, понять причины, вызвавшие данное поведение, а за­тем принимать решение: не бояться «потерять свое лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка;

 

•^ стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка;

• Педагогика


•^ следует однажды посчитать, сколько раз говорим «нет» своим детям и сделать выводы. Ребенок сильно зави­сит от родителей;

•^ дети независимо от возраста ненавидят тотальный контроль. Только искреннее соучастие родителей в их жиз­ни приводит к хорошим результатам, потому что изначаль­но ребенок любит родителей;

•^ необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок;

•^ нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностя­ми, с самим собой.

Главные методы воспитания в семье — это пример, со­вместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребен­ка. Воспитывая в семье под девизом «Делай как я!», роди­тели личным примером показывают ребенку, как нужно жить, трудиться и любить. Никто в семье не говорит: «Я сейчас буду тебя воспитывать», потому что формирует ре­бенка все: отношение к нему, отношения между родителя­ми, отношение к другим людям, сам процесс жизни внутри семьи, все семейные дела. Поэтому нет необходимости со­здавать специальные условия для воспитания — нужно правильно, нравственно жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: