Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.
Семья реализовывает определенные функции:
• репродуктивную — рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их);
• хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);
• воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);
• коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);
• рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).
В различные периоды жизни человека интенсивность воспитательного влияния семьи различна: в дошкольном возрасте она играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка; в младшем школьном возрасте — доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.
|
|
Дифференцирование семья влияет и на детей разного мола: известно, что девочки более привязаны к семье, чем мальчики.
Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.
Существуют общие факторы, обеспечивающие особую.роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, Доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности.
Семьи классифицируют по различным признакам:
• по структуре (количеству членов, их возрастному составу): различают семьи из трех поколений — родители,
|
|
дети, внуки; из двух поколении — родители и дети; однодетные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.;
• по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные);
• по стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).
Авторитарный стиль характеризуется строгостью, излишней требовательностью, что вызывает протест или агрессивность, апатию или пассивность у детей. Проявляется это внешне в грубости, лжи, лицемерии, вызывает у ребенка чувство страха и незащищенности.
Демократический стиль характеризуется уважением родителей к личности ребенка, к его позиции, самостоятельности. Они умеют выслушать детей, не навязывают своих решений, способствуют проявлению их творческой инициативы. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, делится проблемами, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства.
Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали.
Родители, искренне любящие своего ребенка, желающие ему добра, взаимодействуют с ним на демократических основах, но чувствуют, когда необходимо использовать в воспитании элементы авторитарного или либерального стиля.
И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:
• благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовать их и свою жизнедеятельность; члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку; в основе взаимоотношений лежат нравственные нормы; родители имеют высокий культурный уровень);
• менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его
недостаточно, где нет места требовательности, где родители занимаются разрешением собственных проблем в ущерб заботе о собственных детях. Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по воспитанию вследствие низкой педагогической культуры);
• неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни; предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком (подавление личности, жесткий контроль); не умеют разумно организовать жизнедеятельность семьи; не обладают должным родительским авторитетом; имеют низкий культурный уровень; родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются проблемами ребенка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребенка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым);
• нейтральные семьи (дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях, ребенка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, защиты, может оказаться в противоправной среде).
Существуют определенные правила эффективного воспитания в семье:
•^ ребенка следует любить таким, каков он есть;
•^ для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны;
•^ необходимо знать особенности возраста, что помогает избежать извечного конфликта «отцы и дети» и дает возможность выбрать оптимальные методы воспитания;
•^ важно уметь слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов;
•^ нужно научиться наказывать за совершенный поступок, а не личность (не ребенок плохой, а плохо то, что он сделал);
|
|
•^ прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес ребенка (соседей, учителей), нужно его выслушать, понять причины, вызвавшие данное поведение, а затем принимать решение: не бояться «потерять свое лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка;
•^ стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка;
• Педагогика
•^ следует однажды посчитать, сколько раз говорим «нет» своим детям и сделать выводы. Ребенок сильно зависит от родителей;
•^ дети независимо от возраста ненавидят тотальный контроль. Только искреннее соучастие родителей в их жизни приводит к хорошим результатам, потому что изначально ребенок любит родителей;
•^ необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок;
•^ нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями, с самим собой.
Главные методы воспитания в семье — это пример, совместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребенка. Воспитывая в семье под девизом «Делай как я!», родители личным примером показывают ребенку, как нужно жить, трудиться и любить. Никто в семье не говорит: «Я сейчас буду тебя воспитывать», потому что формирует ребенка все: отношение к нему, отношения между родителями, отношение к другим людям, сам процесс жизни внутри семьи, все семейные дела. Поэтому нет необходимости создавать специальные условия для воспитания — нужно правильно, нравственно жить.