Философские взгляды Гегеля

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, развитии.В философии Гегеля впервые в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и диалектический метод исследования. Гегель разработал диалектику как философскую науку. Он исследовал и обосновал важнейшие принципы диалектического способа мышления, в противоположность метафизическому способу мышления. Он сформулировал законы и категории диалектики.

Гегель назвал свою философию "абсолютным идеализмом", а исходное понятие своей философии - "абсолютной идеей". Абсолютный идеализм философии Гегеля - это стремление охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Гегель критиковал Канта за допущение существования независимой от мышления "вещи в себе", то есть непоследовательность, дуализм. Что же такое абсолютная идея?

Первое и основное определение абсолютной идеи по Гегелю есть разум.Абсолютная идея - разум, мышление. Разум - это субстанция, это то, благодаря чему и в чём вся действительность имеет своё бытие. Таким образом, абсолютная идея естьпервоначало или субстанция всего существующего. Абсолютная идея - всеобща, всё прочее по отношению к ней есть конечная единичность.Абсолютная идея - "подлинно всеобщее всего природного и так же всего духовного выходит за пределы всех их и составляет основание всего".

Абсолютная идея не пассивна, она - деятельна. Гегель критикует Платона за то, что у него отсутствует деятельная сторона идей. Идеи сами по себе, а мир сам по себе. Идея у Гегеля:

- есть вообще деятельность;

- идея диалектична - она представляет собой противоречивость;

- идея целестремительна - она устремляется к цели и совершенствованию.

Обоснование деятельной природы идеи Гегель считал центральной задачей всего своего философского учения. У Гегеля есть понятие абсолютного духа и нередко их отождествляют. Но дух у Гегеля - идея, но в её реальном выражении, в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и кончая абсолютным знанием. Абсолютный дух - это совокупная духовная деятельность человечества на протяжении тысячелетней истории. Через деятельность человека абсолютная идея реализует задачу самопознания.

Идея не инертна. Она развивается по принципу триады: тезис - антитезис - синтез. Повсюду есть три ступени:

- первоначальное целое

- аналитическое расчленение этого целого на противоположные стороны

- синтез противоположных сторон - установление диалектической взаимосвязи

Идея вначале выступает в виде чистых логических форм, затем в форме инобытия - природы, и, наконец, в формах конкретного духа. Соответственно этому и складываются части философской системы Гегеля: логика, учение о природе, философия духа. Философия духа делится на три части: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Центральное место в системе Гегеля занимает логика. Её предметом является сама абсолютная идея как система саморазвивающихся понятий (категорий). Они первичны по отношению к действительности. Категории Гегель рассматривает не изолированно друг от друга, не в застывшем виде, а как всесторонне связанные, переходящие друг в друга. В этом диалектическом развитии угадывается действительная диалектика вещей.

В "Науке логики"(1812-1816) Гегель рассматривает общие понятия человеческого сознания: бытие, ничто, становление, количество, качество, мера, сущность и явление, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Понятия находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга, превращаются в свою противоположность.

Анализируя категорииколичества и качества, Гегель показывает, что количественные изменения приводят к качественным изменениям. Противоположности на абсолютны, непреодолимых границ между ними нет, всё относительно. Всё находится в изменении и развитии.

Положение о противоречии как внутреннем источнике развития составляет главное в учении о сущности. Гегель решительно выступает против метафизики, которая видит источник развития вне предмета. Противоречие - вот что на самом деле движет развитием мира. Противоречие - это не аномалия или дефект вещи. Нечто жизненно, если содержит в себе противоречие. Наличие противоречия в любом явлении свидетельствует о его развитии.

С учением о противоречии связано понимание отрицание отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данного явления. Но отрицание старого - это не извне идущий процесс, а это следствие развития. Отрицание заложено в каждом предмете. Диалектическое отрицание, не просто отбрасывание или уничтожение старого, а оно предполагает дальнейшее развитие, процесс преемственности.

«Новая философия» Л.Фейербаха

Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха (1804-1872).

По его мнению, главным предметом философского познания, его конечной цель и мерилом всего происходящего в мире является человек. Но не та абстрактная «идея человека», как это было у Гегеля, не тот «механический» человек философов Просвещения, а реальный природный, естественный, «чувствующий» и «страдающий», «любящий» субъект, в единстве его деятельности и мышления, тела и души. В этой связи, критикуя гегелевское утверждение о тождестве бытия и мышления, Фейербах отмечал, что это тождество «мышления с самим собой». Единство бытия и мышления истинно в единстве человека как природного и мыслящего субъекта. Именно он, а не сверхъестественный «мировой разум» Гегеля осуществляет акт мышления и практической деятельности.

Такая точка зрения, исходящая из первичности природного (телесного) по отношению к мышлению («природа как базис человека») позволила Фейербаху сформулировать материалистическое по своей сути положение: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие-субъект, мышление - предикат».

Природа несотворима и неуничтожима, она «дана в себе и через себя» – таково одно из важных положений онтологии Фейербаха. Отсюда следует, что он отвергает утверждения кантовской философии о том, что законы природы, причинность, необходимость «конструируются» человеческим разумом. Эти законы так же вечны, несотворимы и неуничтожимы. При этом природа не остается неизменной как в пространстве, так и во времени. В ней постоянно совершаются изменения. Но эти изменения как возникновение нового или разрушение старого происходит при сохранении ее «основных элементов» и атрибутов.

Точно также критикует Фейербах агностицизм Канта. Природа познается и может быть познана. То, что «мы не знаем многого», говорит не о принципиальной непознаваемости бытия, а только о достигнутом уровне познания, конкретном этапе развития научного знания. «У человека как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности» – в этом заключается гносеологический вывод Фейербаха.

При этом, признавая за чувствами большую роль в познании мира, он считал, что чувственное познание ограничено, так как имеет дело с «отдельным». Разум приводит в связь то, что «поставляют» ему чувства, формируя «общие» представления.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Марксизм – это философское течение, возникшее в Германии в 40-х годах Х1Х века, основоположниками которого явились К. Маркс (1818 – 1883) и Ф. Энгельс (1820 –1895).

Принципиальная новизна их учения состояла в том, что на основе обобщения и творческой переработки идей немецкой классической философии, английской политической экономии, французского утопического социализма, а также достижений современного им естествознания, они разработали и обосновали принципиально новое мировоззрение и новую философию – диалектический и исторический материализм. К. Маркс и Ф. Энгельс нарисовали перспективу движения человечества к коммунистическому обществу, основанному на принципах социальной справедливости и социального равенства. Мы рассмотрим именно философские идеи марксизма, не вдаваясь в изучение экономической и политологической проблематики.

Онтология. Важная роль в разработке марксистской онтологии принадлежит Ф. Энгельсу, другу и соратнику К. Маркса. Онтологические проблемы рассматриваются Энгельсом в работе «Диалектика природы»(1882). На основе ана­лиза достижений естествознания первой половины Х1Х века, ему удалось показать, что диалектика присуща не только мышлению, как считал Гегель, прежде всего диалектика царит в природе. Эта постановка вопроса была новаторской, так как Гегель, основоположник идеалистической диалектики, утверждал, что в природе отсутствует развитие во времени, а происходит лишь повторение одних и тех же процессов в пространстве.

Проанализировав великие открытия естествознания (клеточное строение органической материи, закон сохранения и превращения энергии, эволюционную теорию Ч. Дарвина), Энгельс увидел в них доказательство закономерного процесса развития природы, проявление объективной диалектики самой природы, ее противоречивости, количественных и качественных скачков. Энгельс показал, что объективная диалектика природы предшествует субъективной диалектике нашего мышления.

Другим важнейшим выводом Энгельса явилось положение о материальном единстве мира. Он подчеркивал, что единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности. И этот вывод доказывается «не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным путем развития естествознания».

Заслугой Энгельса является также и то, что он на новом теоретическом уровне разработал вопрос о свойствах материи, ее структурной организации. Особое значение для развития философии и науки имела классификации форм движения материи, предложенная им. При этом движение рассматривается как способ существования материи. Оно не существует в отрыве от материи, а материя - в отрыве от движения.

В отличие от предшествующих философов – материалистов, а также ученых физиков, Энгельс не отождествлял движение и механическое перемещение. Движение он понимал значительно глубже – как всякое изменение вообще. Он утверждал, что каждому качественно особенному уровню структурной организации материи соответствует свой особый способ существования. Макротелам соответствует механическое движение, молекулам – физическое, атомам – химическое, клеткам – биологическое, обществу – социальное движение. При этом в основе классификации Энгельса лежат диалектико-материалистические идеи о не сводимости высших форм движения материи к нижним, о присутствии в снятом виде в высших формах движения низших форм движения, о специфике движения на разных уровнях развития материи, о их взаимосвязи и взаимной обусловленности. Данная классификация в своей основе не устарела и по сей день. Она уточняется и дополняется на основе развития естествознания (учений о микро- и мега- мирах и др.).

Гносеология. Марксистская теория познания является диалектико-материалистическим учением о том, как человек познает мир. С точки зрения диалектического материализма процесс познания есть отражение сознанием реальности. При этом сознание понимается как функция мозга, выражающаяся в его способности отражать мир в идеальных образах. «Идеальное, - писал К. Маркс, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Большое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс уделили развитию диалектики субъекта и объекта в познавательной деятельности. Субъект и объект - это соотносительные категории. Субъект - познающее сознание, а объект - то, что противостоит субъекту, на что направлены сознание и действие. В процессе познания субъективное и объективное находятся в диалектическом единстве, пронизывая все его проявления. Уже исходная форма чувственного познания представляет собой субъективный образ объективного мира, поскольку содержание образа определяется свойствами объекта, воспроизводит их, и, в то же время, этот образ принадлежит сознанию субъекта и несет отпечаток особенностей субъекта, состояния его органов чувств, имеющегося опыта познания.

Рассматривая взаимодействие субъекта и объекта, К. Маркс и Ф. Энгельс вводят в теорию познания новую категорию - практика. Гносеологический образ рождается в сознании субъекта в процессе его активного, деятельного взаимодействия с объектом. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» отмечал: «Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно». Практика, по Марксу, выполняет очень важную роль в процессе познания. Она является источником человеческого познания, его движущей силой и критерием истины.

Социальная философия. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали принципиально новый взгляд на общество и его историю на основе синтеза двух мировоззренческо-методологических принципов: материализма и диалектики. Разработанная ими новая теория общества получила название исторический материализм, иногда ее также называют экономическим детерминизмом. Исходя из первичности практической деятельности людей, Маркс подчеркивал, что общественное бытие людей первично, а их сознание вторично. Именно в этом подходе, прежде всего, и проявляется отличительная черта марксистской социальной философии, состоящая в распространении материализма как мировоззренческой парадигмы на область социальных явлений.

Анализируя исторический процесс с позиций материализма, Маркс приходит к выводу, что определяющую роль в истории играет материальная жизнь людей, и в первую очередь, производство материальных благ, те экономические отношения, в которые необходимо вступают люди помимо своей воли и сознания. При этом марксизм не умаляет роли личностей в истории, значимости их идей, интересов, побудительных мотивов их деятельности, но считает, что явления сознания, духовной деятельности могут быть объяснены лишь из материальных условий жизни людей. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание (помыслы, чувства, мотивы, интересы) – главный вывод марксизма.

Маркс дал следующую формулировку материалистического понимания истории: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Маркс впервые представил человеческое общество как сложную иерархическую систему всех тех связей и отношений, в которых люди находятся друг к другу. Он выделил две группы отношений: первичные - материальные и вторичные - идеологические. Первые носят объективный характер, так как складываются стихийно, не проходя через сознание людей. К ним относятся экономические, брачно-семейные отношения и отношения к природе. Идеологические (духовные) отношения складывается на основе материальных в соответствие с представлениями людей. К ним относятся политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.

Маркс явился основоположником формационного подходак анализу общества и его истории. Он утверждал, что общественно-экономическая формация служит основанием для типизации социальных организмов. Маркс рассматривал общественно-экономическую формацию как тип общества, находящийся на определенной ступени своего исторического развития, в основе которого лежит способ производства. Способ же производства – это исторически конкретная ступень его развития, представляющая единство производительных сил и производственных отношений.

Заканчивая рассмотрение основных философских положений сформулированных марксизмом, нельзя не сказать и о том, что взгляды Маркса и Энгельса подвергаются сегодня критической, зачастую весьма негативной, оценке, особенно – в отечественной литературе. Признавая ее необходимость и актуальность, нельзя в то же время не заметить, что марксизм сыграл весьма существенную роль в развитии философии, а его методология и сегодня является отправной точкой для различных идейных, в том числе - философских, направлений и течений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow