Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О. Конт. Основу его философской программы раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О. Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез, «совокупность общих научных положений» всего положительного естественно-научного и социального материала.
Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий интеллектуального развития человека. Согласно этому закону, человечество проходит три стадии эволюции: теологическую, философскую (метафизическую) и, наконец, научную (позитивную). Через три стадии проходят все типы культуры и сознания: индивидуальные, общественные, национальные. Третья, позитивная стадия, начавшаяся приблизительно с 1800 года, знаменует собой утверждение в жизни общества науки и соответствующей ей философии.
|
|
Признаком, по которому можно судить о наступлении позитивной стадии, является доминирование в сознании общества закона постоянного подчинения воображения наблюдению. Согласно данному закону, в положительном, научном знании "всякое предложение, которое недоступно точному превращению в изъяснение частного или общего факта, не может представлять реального и понятного смысла". Научным, в свете рассматриваемого закона, оказывается только то, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов. По Конту, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущности, а только феномены.
О. Конт был одним из первых мыслителей, связавших социальный прогресс не только с развитием научного знания вглубь, но и вширь, за счет появления новых наук. Конта вдохновляла задача ликвидировать "белые пятна" в современной науке, и его имя связано с введением в оборот понятия социологии как учения об обществе. С другой стороны, указав на необходимость социологии, он не только достроил доверху весь корпус научного знания, но и предложил его существенно перестроить, расположив науки в порядке, отражавшем возрастание степени их сложности, время появления и взаимосвязи друг с другом. Учение об организации и строении науки французским ученым было названо энциклопедическим законом, или иерархией наук. По его мысли, иерархическая система наук имеет следующий вид: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Ее французский позитивист считал вечной и неизменной. Непосредственным назначением иерархии считалось доказательство возможности и необходимости науки социологии.
|
|
Контовское понимание природы, задач и методов науки было поддержано в работах английских философов Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера. В частности, Милль в книге «Система рассудочной и индуктивной логики» разработал методологию, соответствующую духу позитивистской философии и определяемому законом подчинения, Это была методология опытного познания и индуктивной логики. По-настоящему научным методом познания, по мнению Милля, была усовершенствованная индукция. Философ был убежден в том, что наука представляет собой результат индуктивного обобщения опытных данных. Она развивается путем непосредственного добавления все новых и новых знаний к уже имеющимся. Наука начинается с собирания фактов, накапливает их и обобщает.
В то же время научное знание – это знание обоснованное и доказанное. Средством обоснования его является процедура индуктивного вывода, которая производила знание. Но выводами занимается логика. Следовательно, полагает Милль, философия науки совпадает с логикой, а именно с индуктивной логикой. Милль является продолжателем дела Бэкона – он стремился найти правила обоснованного и достоверного индуктивного вывода. Но в отличие от бэконовского индуктивного метода индуктивная логика Милля ориентирована на планируемый научный эксперимент, а не на сбор наблюдений.
Взгляды Конта, Милля, Спенсера по отдельности раскрывают разные стороны исторически первойформы позитивистской философии. Взятые вместе, они выражают тип философии, претендующей на преодоление недостатков старой умозрительной философии, а также различных форм теологического мировоззрения. Стержнем позитивизма как философии была ориентация на науку. Общей чертой позитивизма (как первого, так и более поздних) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественно-научный разум, противопоставляемый метафизике. При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей или причин.
Вторая историческая форма философии по зитивизма была разработана австрийским ученым Э. Махом и швейцарским теоретиком Р. Авенариусом. По имени первого эта форма позитивизма иногда называется махизмом. С именем Авенариуса связано другое обозначение второго позитивизма – эмпириокритицизм. Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта», а слово "эмпириокритицизм" означает "критика опыта" (от греч. "эмпирио" – опыт и "критика" – судить, разбирать).
Необходимо отметить гораздо более тесную связь второго позитивизма с конкретными науками. Так, Эрнст Мах был известным физиком своего времени, не менее популярным психологом был Рихард Авенариус. Более того, их научное творчество вырастало на гребне процесса перестройки принципов классической физики и психологии, в которой они сами сыграли заметную роль. Соответственно, в эмпириокритицизме речь шла о критике конкретно-научного опыта, точнее, методологических оснований опыта физики и психологии конца XIX – начала XX веков.
|
|
В указанный период наука находилась в кризисном состоянии. Например, ее строитель и биограф А. Пуанкаре отмечал, что открытие броуновского движения ставило под сомнение "цикл Карно", согласно которому коэффициент полезного действия (КПД) любой тепловой машины не может быть больше КПД цикла Карно, определяемого температурами теплоотдатчика и теплоприемника. Аналогичным образом обстояло дело также и с другими постулатами науки начала XX века – принципами равенства действия и противодействия, законом сохранения массы, абсолютности пространства, законом сохранения энергии и др. Формой преодоления сомнения ученых в ценности принципов традиционной науки стала, в конце концов, новая наука, а именно: релятивистская механика, теория относительности, теория радиоактивности и строения атома, бихевиоризм и др. Философия эмпириокритицизма была, с одной стороны, реакцией на кризисное состояние оснований науки, а с другой – своеобразной программой поиска путей выхода из него.
Именно в этом смысле основные идеи махизма были идеями критики научного опыта, или эмпириокритицизмом. К основным принципам эмпириокритицизма относятся принципы элементов мира, принципиальной координации, критики интроекции, а также экономии мышления и феноменализма.
По теории элементов мира, созданной Э. Махом, "не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела". Иначе говоря, научный опыт состоит не из психических или физических (фактов) явлений, а из нейтральных элементов. Эти элементы призваны обеспечить непрерывный переход от физического к психическому в рамках единого знания, где физика и психология выступают как разные направления в исследовании одних и тех же элементов опыта. Для Маха понятие настолько содержательно, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта. Поэтому «великие общие законы физики для любых систем масс, электрических, магнитных систем и т.д. ничем существенным не отличаются от описаний». Такая интерпретация сущности закона вытекает из того, что «понятие означает только определенный род связи чувственных элементов», а теория и наблюдение отличаются только количественно, а не по сути. В теоретической физике, по Маху, «все сводится к общему описанию в элементах». Эта идея обосновывается и в известной работе Маха «Познание и заблуждение»: «Из ощущений и через связь их развиваются наши понятия, и цель последних – в каждом данном случае самыми удобными и кратчайшими путями вести нас к чувственным представлениям, находящимся в наилучшем согласии с чувственными ощущениями...».
|
|
Основным свойством научного мышления для Маха была «экономизация, гармонизация и организация мыслей». Экономия научного мышления была развитием биологической потребности человека ориентироваться в мире. Подобно тому, как для сокращения записи речи могут быть приняты различные системы стенографии, так и при использовании принципа "экономии мышления" (в частности, экономного способа описания явлений) могут быть предложены не только различные, но и даже противоположные научные теории. Все они будут хороши, если будут простыми, экономными и удобными. Получалось, что вопрос об истинности научных теорий, с точки зрения Маха, отодвигался на задний план, т.к. высшим принципом науки и критерием ее совершенства объявлялась экономия. На практике ученый, конечно, обычно отдает предпочтение научным концепциям, наиболее просто описывающим мир. Но что же такое мир для Маха и его последователей? Хотя ученые действительно стремятся к минимизации средств изучения природы, это не значит, что они отдают предпочтение экономии мышления перед принципом истинности науки. И в прошлом веке, и в нынешнем научным считается не экономное, а истинное описание мира.
Р. Авенариус, как и Мах, признавая коренным признаком научного мышления экономию силы, полагая задачей философии исследование по принципу ее наименьшей траты, значительно деформировал образ науки. Для того, чтобы осуществить этот принцип на практике, позитивистская философия должна отказаться от использования понятий, содержание которых выходит за границы "чистого опыта". Устранив из сферы науки такие понятия, как причина, атом, субстанция и т.п., ученый будет мыслить не только экономно, но и феноменологически. Экономия мышления в эмпириокритицизме дополнялась принципом феноменализма.
Авенариус обосновал еще один принцип второго позитивизма – учение об интроекции. Интроекцией он называл неправомерное вкладывание представлений внутрь человеческого мозга. Интроекция возникает якобы тогда, когда мы пытаемся обнаружить местонахождение восприятий окружающего нас мира. Авенариус приходил при этом чуть ли не к отрицанию установленного наукой положения о том, что мысли и восприятия являются функциями мозга. Это, конечно, упрощение его позиции, но отвергнутой интроекции он противопоставляет учение о «принципиальной координации», или нерасторжимой связи познающего человека и среды, субъекта и объекта науки.