Процедура бюджетирования

Стадии бюджетирования:

- установка лимитов по статьям бюджета;

- планирование бюджета;

- фактический учет бюджета (сбор фактических данных);

- контроль за исполнением бюджета;

- анализ расхождений между планом и фактом.

Объем планируемой прибыли на год по банку определяется необходимым объемом инвестиционной программы и отчислениями в создаваемые банком фонды (прежде всего – фонд развития банка и резервный фонд банка) с учетом следующих факторов:

Факторы:

- динамика наращивания ресурсного потенциала с учетом проводимой Национальным банком денежно – кредитной политики;

- депозитно - кредитной политики банка;

- обеспечение ликвидного и безопасного ведения банковского дела (соблюдение нормативов);

- наращивание собственного капитала;

- прогнозируемой ставки рефинансирования, устанавливаемой Национальным банком;

- требований по формированию специальных резервов по активам, подверженных кредитному риску;

- прогнозируемого изменения курса валют;

- уровня базовой величины для оплаты труда;

- действующих норм налогообложения;

- проведения мероприятий по укреплению и модернизации материально-технической базы; и т.д.

Внешние ограничения – это нормативы Национального банка (предельный уровень маржи по кредитам, рекомендации по установлению ставок по депозитам, и т.д.).

Внутренние ограничения – это лимиты и требования, установленные внутрибанковскими документами (соотношение неработающих и доходных активов, уровень покрытия комиссионными доходами фонда заработной платы, ограничения по смете расходов на содержание персонала и, в частности, по фонду оплаты труда, нормативы расходов за счет прибыли и т.д.).

Центральным аппаратом проводится собственный анализ фактической динамики активов, пассивов, процентных ставок, доходов и расходов за предыдущие несколько лет, в ходе которого выявляются закономерности изменения показателей бюджета, их зависимость от макроэкономических показателей развития экономики страны. С учетом выявленных закономерностей дается оценка влияния предлагаемой денежно-кредитной политики на качественные и количественные показатели бюджета в планируемом периоде.

Необходимым является параллельное планирование бюджета на уровне филиалов с целью установления реальной возможности выполнения доводимых показателей, выявления резервов и принятию своевременных управленческих решений.

После того как первый вариант бюджета сформирован, его проект направляется на согласование заинтересованным службам центрального аппарата и филиалам, после чего выносится на рассмотрение Правления банка.

Утвержденные показатели доводятся филиалам для организации исполнения, а также структурным подразделениям центрального аппарата для обеспечения контроля и организации работы по их выполнению.

В филиале финансово-экономическая служба доводит полученные показатели своим структурным подразделениям для организации их исполнения.

При планировании процентных доходов и расходов его объектом являются среднедневные остатки активов-пассивов и процентные ставки.

При планировании статей доходов и расходов используют среднедневные значения, рассчитанные на основе прогнозных балансов активов и пассивов, где даны плановые остатки на конечные даты кварталов.

Базой для планирования ставок являются усредненные фактические ставки, скорректированные с учетом индивидуальных договорных ставок и решений Национального банка.

Ставки по срочным депозитам физических лиц планируются на базе депозитного портфеля на последнюю отчетную дату с учетом принятых и планируемых к принятию решений Правления. При этом для расчета среднемесячной ставки с учетом уже принятых решений составляется предполагаемая структура депозитного портфеля на несколько дат. Полученное таким образом абсолютное значение изменения ставки применяется для каждого подразделения.

Планирование процентных ставок по кредитам юридическим лицам осуществляется на основе данных кредитного портфеля, а именно средневзвешенной действующей ставки по всем кредитам, включая проблемную задолженность, по принципу ХХ-процентной собираемости доходов, с учетом принятых решений о реструктуризации и (или) отсрочке уплаты процентов. Кроме того, бюджетом может быть предусмотрено дополнительное задание по погашению задолженности по просроченным процентам.

При планировании комиссионных и прочих банковских доходов и расходов учитывается фактическая динамика прошлых лет, ожидаемый уровень инфляции, расширение спектра оказываемых услуг и предполагаемое изменение тарифов банка. Кроме того, уровень роста комиссионных доходов (самой крупной из непроцентных доходов статьи) определяется Стратегией развития банка на год.

Планирование показателей сметы расходов по обеспечению деятельности банка является одним из эффективных методов их оптимизации, т.к. не позволяет допускать необоснованного превышения темпов роста указанных расходов над темпами роста доходов банка.

Планирование расходов по обеспечению деятельности банка осуществляется постатейно.

В основе разработки показателей сметы расходов:

- фактически сформировавшаяся структура и уровень расходов в соответствии с нормами и лимитами, определяющими уровень расходов по статьям;

- факторы, влияющие на уровень цен, тарифов и услуг, оказываемых банку сторонними организациями, а именно: прогнозный уровень инфляции, рост курса валюты, определяемые денежно-кредитной политикой Республики Беларусь;

- действующая на момент разработки бюджета система тарифных ставок по оплате труда и прогнозируемые изменения.

Планирование отдельных статей бюджета.

Планирование процентных доходов и расходов производится на основании утвержденного Прогнозного баланса, действующих и прогнозируемых ставок по привлечению и размещению ресурсов, прогноза изменения ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, графиков уплаты процентов.

Планирование процентных доходов по кредитам юридическим лицам производится на основании фактических данных кредитного портфеля юридических лиц с учетом графиков погашения кредитов, изменения просроченных процентов, объемов и ставок новой выдачи кредитов по государственным программам. Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам вне государственных программ предусматриваются с учетом рекомендаций Национального банка Республики Беларусь о предельном размере маржи.

Комиссионные доходы и расходы планируются с учетом:

- фактически сложившейся величины доходов-расходов по каждой статье, которая предварительно очищается от влияния разовых, носящих единичный характер факторов;

- динамики доходов-расходов на протяжении нескольких лет;

- прогнозируемых изменений объемов и вознаграждений по осуществляемым банком операциям;

- заданий, установленных программами банка по приросту данных статей;

-роста клиентской базы, совершения объемов активных операций и других показателей.

Прочие банковские доходы и расходы (за исключением операций между филиалами и расходов по полученным услугам, входящим в смету расходов по обеспечению деятельности банка) планируются на основе:

-фактически сложившейся величины доходов-расходов по каждой статье, предварительно очищенной от влияния разовых, носящих единичный характер факторов;

-динамики доходов-расходов на протяжении нескольких лет;

-прогнозируемых изменений в объемах покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, полученных и оказанных услуг;

-прогнозов по изменению курсов иностранных валют;

-изменения рыночной стоимости ценных бумаг и финансовых инструментов; и т.п.

Планирование операционных доходов и расходов (за исключением расходов, входящих в смету расходов по обеспечению деятельности банка) осуществляется на основе фактически сложившейся величины и динамики доходов-расходов по каждой статье.

При этом, доходы и расходы от выбытия имущества, суммы штрафов, пени,неустоек, как правило, не планируются. Их планирование происходит только в случае, когда на стадии планирования известны суммы и сроки получения (проведения) данных доходов-расходов.

Сметарасходов по обеспечению деятельности банка.

Планирование сметы расходов по обеспечению деятельности банка в части расходов на содержание персонала осуществляется с учетом:

- фактически сложившейся численности и прогноза ее изменения;

- прогноза изменения тарифной ставки первого разряда;

- планируемого роста производительности труда;

- программы подготовки кадров;

- прогнозируемого изменения цен и тарифов на услуги сторонних организаций;

- прогнозируемого уровня индекса потребительских цен и других факторов.

В части расходов по эксплуатации помещений планирование осуществляется с учетом:

- действующих по данному направлению деятельности законодательных актов;

- утверждаемых объемов ремонтно-строительных работ;

расходов, подлежащих списанию с расходов будущих периодов по ремонтам, выполненным в предыдущие годы и текущем году;

- фактических размеров занимаемых площадей и прогноза их изменения;

- тарифов на охрану объектов и прогноза их изменения;

- фактической стоимости аренды помещений, прогноза ее изменения;

- прогноза изменения тарифов на теплоэнергию, электроэнергию, водоснабжение, прочие коммунальные услуги и других факторов.

В части расходов по прочим основным средствам планирование осуществляется с учетом:

- инвестиционной программы банка;

- прогноза изменения цен на горюче-смазочные материалы;

- наличия заключенных и планируемых к заключению договоров со сторонними организациями на поставку товаров (работ, услуг) и других факторов.

В части прочих операционных расходов планирование осуществляется с учетом:

- страховых отчислений банка по страхованию денежной наличности, технических средств и страховых взносов в фонд обязательного страхования от несчастных случаев на производстве;

- прогноза изменения тарифов на услуги связи, развития телефонной сети;

- заключенных и планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по приобретению нового программного обеспечения для банка и по его сопровождению и других факторов.

В части амортизации планирование осуществляется с учетом:

- прогнозируемых коэффициентов переоценки;

- нормативных сроков службы по объектам и других факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: