Территориальный индекс

Территориальный индекс – показатель соотношения уровня цен на различных территориях. Если объектом территориального сравнения является цена какого-либо товара, территориальные сравнения не вызывают особой сложности. Например, сравниваются цены на один и тот же товар, например, на хлеб по разным территориям. Построение территориальных индексов усложняется, когда возникает необходимость территориальных сравнений цен по совокупности товаров. При сравнении уровня цен на определённый товар, реализуемый в двух регионах, возможно несколько вариантов взвешивания:

- в качестве соизмерителя можно принять объём реализованного товара той территории, которая сравнивается с другой. В этом случае индекс будет иметь вид:

;

- в качестве соизмерителя можно принять объём реализованного товара того региона, с которым производится сравнение. В этом случае индекс цен будет иметь вид:

;

- в качестве соизмерителя можно взять суммарный объём реализованного товара по двум территориям. В этом случае индекс будет иметь вид:

,

где n, k – территориальные единицы

Выбор базы сравнения определяется задачами и объектом исследования.

Пример 12. Рассчитать территориальный индекс цены региона N

Продукт Единица измерения Регион «N» Регион «К»
Модальная цена, руб., Реализовано, Модальная цена, руб., Реализовано,
Хлеб кг 23,0   24,2  
Молоко л 43,5 1 200 43,0 1 000

По приведённым данным необходимо сравнивать цены на указанные продукты по двум регионам. При этом выбор базы сравнения должен строго определяться задачами и объектом ис­следования. Если объектом исследования является регион «N», то, естественно, данные этого региона и должны сопоставлять­ся с показателями региона «К».

Решение

;

;

.

Таким образом, получено три ответа. При взвешивании по продукции региона «N» индекс показывает, что цены на про­дукты в регионе «N» на 0,4% ниже, чем в регионе «К». Второй индекс, построенный по весам объёма продаж региона «К», по­казывает, что цены на эти продукты в регионе «К» оказываются ниже, чем в регионе «N» на 0,7%. Третий индекс, построенный по весам продаж двух регионов вместе взятых, говорит о том, что цены на продукты в регионе N на 1,6% ниже, чем в регионе К.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: