Территориальный индекс – показатель соотношения уровня цен на различных территориях. Если объектом территориального сравнения является цена какого-либо товара, территориальные сравнения не вызывают особой сложности. Например, сравниваются цены на один и тот же товар, например, на хлеб по разным территориям. Построение территориальных индексов усложняется, когда возникает необходимость территориальных сравнений цен по совокупности товаров. При сравнении уровня цен на определённый товар, реализуемый в двух регионах, возможно несколько вариантов взвешивания:
- в качестве соизмерителя можно принять объём реализованного товара той территории, которая сравнивается с другой. В этом случае индекс будет иметь вид:
;
- в качестве соизмерителя можно принять объём реализованного товара того региона, с которым производится сравнение. В этом случае индекс цен будет иметь вид:
;
- в качестве соизмерителя можно взять суммарный объём реализованного товара по двум территориям. В этом случае индекс будет иметь вид:
,
где n, k – территориальные единицы
Выбор базы сравнения определяется задачами и объектом исследования.
Пример 12. Рассчитать территориальный индекс цены региона N
Продукт | Единица измерения | Регион «N» | Регион «К» | ||
Модальная цена, руб., | Реализовано, | Модальная цена, руб., | Реализовано, | ||
Хлеб | кг | 23,0 | 24,2 | ||
Молоко | л | 43,5 | 1 200 | 43,0 | 1 000 |
По приведённым данным необходимо сравнивать цены на указанные продукты по двум регионам. При этом выбор базы сравнения должен строго определяться задачами и объектом исследования. Если объектом исследования является регион «N», то, естественно, данные этого региона и должны сопоставляться с показателями региона «К».
Решение
;
;
.
Таким образом, получено три ответа. При взвешивании по продукции региона «N» индекс показывает, что цены на продукты в регионе «N» на 0,4% ниже, чем в регионе «К». Второй индекс, построенный по весам объёма продаж региона «К», показывает, что цены на эти продукты в регионе «К» оказываются ниже, чем в регионе «N» на 0,7%. Третий индекс, построенный по весам продаж двух регионов вместе взятых, говорит о том, что цены на продукты в регионе N на 1,6% ниже, чем в регионе К.