Потребительский спрос на услуги

Сервисизация личного потребления - сдвиги потребления в сторону услуг. Основная предпосылка сдвига структуры потребления - абсолютный рост потребления, т.е. доходов.

Закон смещения потребления (по Энгелю):

простейшие жизненно необходимые блага ТДП услуги

1 этап - базисный спрос. При низкой динамике доходов структура потребления меняется медленно. По мере роста доходов доля простейших благ сначала растет (нужно наесться), они сохраняют свойства благ высшего порядка. Количественное насыщение базисного спроса особенно длительно для слаборазвитых стран с растущим населением (Африка, Средняя Азия). Для беднейших групп в России и др. постсоветских странах - то же самое.

2 этап - переход на потребление товаров длительного пользования (ТДП), даже среди малообеспеченных (СССР до перестройки). При этом удельный вес услуг стабилен или даже сокращается.

3 этап - перестройка спроса на услуги при сокращении доли других групп (сейчас - новые индустр. страны). В СССР произошел переход к ТДП (60-70 е годы) и начинался переход к услугам (80-е), но все нарушил экономический кризис 90-х. Вновь к этому этапу приблизился российский средний класс перед кризисом августа 1998 г.

Структура потребительских расходов домашних хозяйств в России в 1999 г., %

  городское население сельское население 1-я децильная группа 10 децильная группа
продовольственные товары        
непродовольственные товары        
услуги        
в т.ч. жилищно-коммунальные        
отдых        
образование        
бытовые        

Наша статистика этих изменений не показывает. Первая причина - специфика выборки (богатые в нее не попадают). Вторая - наши расходы в принципе пока не сопоставимы, т.к. жилищные (в т.ч. аренда) и коммунальные услуги не имеют адекватной цены. На западе - на ЖКХ идет до трети всех расходов населения, включая оплату банковского кредита на покупку жилья.

Доля потребительских расходов на услуги: США - более 50%, развитые страны - 40-50%, новые индустр. страны - более 35%, развивающиеся страны - более 20%, слаборазвитые - 10-15%. Происходит опережающий сдвиг потребления на услуги, хотя душевой доход в новых индуструстриальных странах намного меньше. Почему?

" Демонстрационный эффект " - воздействие стандартов потребления более развитых стран (через рекламу, СМИ и т.д.). При низких доходах потребление престижных товаров и услуг может происходить даже при экономии на основных жизненных благах (еде). Примеры: покупки престижных ТДП в СССР, опережающая автомобилизация и распространение сотовой связи в России, Латинской Америке.

Что отрицательно влияет на структурные сдвиги?

· Низкий уровень доходов

· Неравномерное распределение покупательной способности (поляризация доходов) Услуги - главная дифференцирующая статья расходов. Разница в расходах на питание богатых и бедных - в 6 раз; в расходах на услуги - в 50 раз. Чем больше доля бедных и дифференциация доходов в стране, тем медленней развивается сфера массовых услуг. Исключение - эксклюзивные услуги для богатых.

· Низкий уровень убранизации. Различия в потреблении услуг городского и сельского населения Индии - в 2 раза, на селе выбор услуг значительно меньше.

· Ухудшение экономической ситуации (кризисы). Ценовая эластичность спроса на услуги обычно выше, чем на товары, потребление сокращается опережающими темпами при росте цен.

Почему потребление услуг в развитых странах росло опережающими темпами?

- изначально более высокий уровень доходов

- более равномерно распределены доходы (средний класс) - массовое потребление услуг

- высокий уровень урбанизации

В результате - качественный рывок в потреблении услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: