Лекция 2. Место и роль сферы услуг в общественном разделении труда и процессе воспроизводства

Услуги в общественном разделении труда. Первобытное общество - шаманы, врачеватели. Рабовладельческое общество - складывается система общественного обслуживания (учебные заведения, торговля, зрелища, элементы коммунального хозяйства и бытовых услуг). Индустриальная революция - резкое усиление процессов разделения труда, дальнейшее выделение новых видов услуг. Период НТР и постиндустриальное развитие - скачок в информационном обслуживании, массовый переход от самообслуживания к использованию услуг в быту.

Место сферы обслуживания в жизни общества. Услуги нужны людям на протяжении всей жизни - от роддома до кладбища. Все, что человек потребляет, проходит через сферу обслуживания (кроме продукции ЛПХ).

Общая функция сферы обслуживания - обеспечение комплекса услуг, необходимых для жизнедеятельности и развития населения.

Материальное пр-во Пр-во духовных ценностей


С ф е р а о б с л у ж и в а н и я


Потребности населения

Результаты труда в сфере услуг разделяются на:

1. Труд, направленный на потребление материальных благ (материальные услуги).

2. Услуга не воплощается в каком-то предмете, а существует как полезный эффект труда, потребляемого как деятельность, в самом процессе труда.

3. Социальные результаты труда - для нужного обществу социального вопроизводства населения.

Взаимозависимость развития сферы услуг и материального производства:

1. при увеличении производительности труда в материальном производстве происходит перераспределение занятых в сферу услуг

2. от материального производства зависит рост оснащенности оборудованием в сфере услуг

3. потребности в новейших видах услуг стимулируют производство нужных товаров (инструментов, оборудования)

4. сфера услуг осуществляет воспроизводство рабочей силы всех отраслей (как простое - восстановление способности к труду, так и развитие интеллектуальных и физических возможностей).

Факторы производства

земля труд капитал - физический и человеческий

Человеческий капитал - фактор повышения продуктивности труда, возникающий в результате образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья. Сбережения в экономике могут быть инвестированы как в повышение отдачи земли, труда, в машины и оборудование, так и в человека.

Социальное значение сферы обслуживания.

Прежде всего, на развитие сферы обслуживания влияют характеристики населения - половозрастная структура, уровень образования, национальный состав, традиции культуры, потребности и т.д.

Но и сама сфера обслуживания воздействует на социальное развитие, изменяя условия и образ жизни населения.

Одним из условий жизни является достигнутый уровеньразвития обслуживания (остальные условия - природные, доходы, обеспеченность жильем и имуществом, условия для отдыха и др.).

В образе жизни (деятельность человека) развитие сферы услуг способствует увеличению свободного времени, эмансипации женщин, удовлетворению разнообразных потребностей. Оценивать воздействие можно через бюджеты времени - способ измерения образа жизни и выделения групп населения с разным образом жизни.

Развитие сферы обслуживания ведет к большему разнообразию типов образа жизни (меньшая зависимость от рутинного домашнего труда, более широкие интересы образованных людей, увеличение времени, затрачиваемого на работу, продление активности в пожилых возрастах и т.д.)

Но эта зависимость не абсолютна: новыми видами услуг можно не пользоваться, большее свободное время можно проводить у телевизора, смотря сериалы. По обследованиям конца 80-х сокращение времени на домашнее хозяйство привело к росту пассивных форм отдыха, при этом сократилось время на учебу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: