Роль сферы услуг в модернизации социально-экономических структур

1.1. Роль услуг в экономике. Опережающий рост третичного сектора (сферы услуг) является сущностной чертой мировой экономики (сервисизация экономики). Эта тенденция не зависит от размеров стран, уровня развития, особенностей экономической политики.

Удельный вес сферы услуг в ВВП, %

Мир в целом   Россия  
страны с низкими доходами   Южная и Центр. Америка  
исключая Китай и Индию   Африка южнее Сахары  
страны со средними доходами   Южная Азия  
страны с высокими доходами   Восточная Азия  

Даже в странах с низкими доходами доля услуг (35%) в структуре ВВП незначительно уступает промышленности (38%) и значительно опережает сельское хозяйство (25%).

С 70-х годов сфера услуг стала определяющей в динамике ВВП, обеспечивая до 3/4 прироста ВВП. Даже при низких и отрицательных темпах роста других секторов в периоды кризисов сектор услуг более устойчив.

Отдельные страны. По доле услуг в ВВН страны различаются заметно: от 5% в Свазиленде, 18% в Нигерии до 83% в Гонконге, 75% в Панаме, более 70% в США и Франции. Опоздание роста услуг в странах Персидского залива по причине гиперразвитости индустрии (нефтедобыча), ее доля в ВВП Кувейта более половины, услуги - 46%. Аутсайдерами являются многие страны СНГ, аграризировавшиеся в период кризиса - Грузия (11%), Узбекистан, Армения (18%), Молдавия (22%) - это хуже, чем в подавляющем большинстве стран Африки. Страны Балтии, наоборот, стали "странами услуг", особенно Латвия и Эстония (60-64%). В России в 1996 г. на долю сферы услуг приходилось 48% ВНП, в конце 90-х – более 50%.

1.2. Роль услуг в занятости. Прежние теории роcта делили сектора на основные ("жизнетворный источник", дающий доход) и неосновные (живущие на результатах роста, достигнутого в основных секторах). Существовали теории негативного влияния роста услуг на экономический рост (оттягивают слишком большую долю финансовых и трудовых ресурсов). Повышение занятости в услугах объяснялось низкой трудопоглощающей способностью современной промышленности. Услуги воспринимались как "отстойник" для избыточной рабочей силы, "псевдозанятость".

"Такой здоровый детина, а на рынке торгуешь... К станку бы тебя, дармоеда!" (Уличная сценка начала 90-х, Москва)

Занятость в сфере услуг и уровень экономического развития. Уровень экономического развития - главный фактор различий в структуре занятости. По сравнению с долей услуг в структуре ВВП доля занятых в услугах различает значительно сильнее. Именно структура занятости наглядно демонстрирует различия в уровне развития сферы услуг.

Доля занятых в сфере услуг по странам разного типа, %

Развитые страны и небольшие "сервисные" среднеразвитые страны с высоким душевым доходом 65-85
Нефтеэкспортеры  
Развивающиеся страны Азии и Африки  
Крупнейшие страны Азии (Индия, Китай, Пакистан)  
Наименее развитые страны  

Главный дифференцирующий фактор - доля занятых в сельском хозяйстве. Если брать только несельскохозяйственную занятость, различия между развитыми и развивающимися странами в занятости менее значительны.

Занятость в услугах и размер государств. Прямая зависимость отсутствует. Однако малые государства (до 5 млн. чел.), как правило, имеют более высокую занятость в сфере услуг: Причины:
- отсутствие диверсифицированных хозяйственных комплексов (нет ресурсов и потребителей);
- историческая специализация на развитии торговли, туризма, банковских услугах;
- расположение в транзитных центрах приводит к высокой информированности и опережающим потребностям в современных услугах.

Сдвиги занятости.

Развитые страны. На начальных этапах индустриализации основной переток занятости шел из с/х в промышленность. Французский экономист Фурастье рассчитал, что в 1800-60 г.г. доля занятых в пр-сти выросла с 12 до 24%, в сфере услуг - с 11 до 17%. В конце 19 века переток шел в основном в индустрию. Только в послевоенные годы роль лидера перешла в третичному сектору (в Японии в конце 50-х).

Сельское хозяйство Промышленность Услуги

Развивающиеся страны. Иной режим межсекторного перераспределения, после деколонизации (60 е годы) услуги сразу выдвинулись на первый план. Причины:
- современная механизация индустрии не требует столько рабочих мест, как в эпоху промышленной революции;
- демографический взрыв увеличивает избыточную массу рабочих рук, и сфера услуг играет роль "предохранительного клапана", абсорбируя рабочую силу;
- растет спрос на услуги, как традиционные, так и новые.

В результате основная часть прироста рабочей силы в развивающихся странах идет в сферу услуг: в среднем - 40-50%, в странах с наиболее высокими доходами - более 70%, в наименее развитых - 30%. Следовательно, интенсивность участия сферы услуг в перераспределении рабочей силы зависит от уровня развития страны. Однако доля прироста занятых, идущего в сферу услуг всюду выше, чем доля прироста, идущего в индустрию.

Промышленность

Сельское хозяйство Услуги

1.3. Роль услуг в инвестициях. Услуги капиталоемки, хотя и не так, как нефтедобыча. Сроки окупаемости инвестиций в сферу услуг короче. В большинстве стран удельный вес инвестиций в сферу услуг устойчиво превышает 30%, в развитых странах достигает 50-70%.

Направление инвестиций в сферу услуг (инфраструктура, деловые услуги. образование, наука) крайне важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, т.к. именно в потреблении услуг существует максимальный разрыв между ними и развитыми странами.

Историческая и современная роль торгового капитала. Индустриализация в развитых странах: переток накопленного капитала из торговли в индустрию (выше норма прибыли). Аналогично - корейские чеболи, выросшие из торговых домов. Затем в развитых странах усилился переток капитала в сферу услуг (выше норма прибыли). Пример фантастического роста стоимости акций Интернет-компаний на фондовом рынке. По капитализации компьютерный бизнес превышает суммарную стоимость акций автомобильного и авиакосмического бизнеса в США. По доле в ВВП (объемам производства)??

Почему в развивающихся странах преобладает торговый и финансовый капитал? Латинская Америка - 40% торговой буржуазии, 30%- других отраслей сферы услуг, только 10% - промышленная буржуазия. Причина - норма прибыли. Операции с недвижимостью, торговые и посреднические сделки приносят более высокий и быстрый доход. Национальный капитал чаще делает ставку на третичный сектор (за исключением ряда стран со специальными государственными программами развития - Бразилия, Корея). Инвестиции в индустрию в больших объемах идут от западных компаний (глобализация и удешевление продукции, необходимость крупных капиталовложений, невозможных для местного капитала). Россия до дефолта - преобладание финансового и торгового капитала (выше норма прибыли), минимум инвестиций в реальный сектор.

2. Экономический ликбез: спрос на услуги

2.1. Спрос - конкретные товары и услуги, которые выбирает потребитель и за которые он готов заплатить определенную цену. Величина спроса на товар (услугу) падает по мере роста цены на него и растет по мере падения цены. Цена - главный фактор величины спроса.

Дополнительные факторы:

- покупательная сила доходов цена кривая спроса при неизменности других

- наличие субститутов (заменителей) факторов

- численности населения

- вкусы потребителей величина спроса

Они воздействуют на сам спрос, а не на его величину (неценовые факторы). Графически изменение спроса можно показать сдвигом кривой спроса влево или вправо. Это происходит не при кратковременном изменении величины спроса из-за колебания цены, а при изменении самого спроса под воздействием более устойчивых факторов.

Закон предложения - прямая связь между ценой товара и его количеством, предложенным для продажи. кривая предложения

Факторы предложения (влияющие на

само предложение в целом):

- цены на факторы производства; величина предложения

- состояние технологии;

- ожидания изменения цен в будущем (рынок жилья - реакция на заявления властей);

- налоги и субсидии (налоги относятся к издержкам и снижают предложение, субсидии - государственная помощь с целью снизить издержки);

- количество продавцов на рынке.

Изменение одного из факторов предложения ведет к изменению предложения в целом.

Цена рыночного равновесия - точка пересечения двух кривых. Избыток спроса - повышательное давление на цену. Избыток предложения - понижательное. В реальной жизни факторы, воздействующие на спрос и предложение, постоянно меняются. Баланс разрушается и восстанавливается вновь. Краткосрочное и долгосрочное равновесие (изменение комбинации всех факторов производства, включая капитал) по А. Маршаллу.

2.2. Ценовая эластичность спроса -сотношение изменения спроса и изменения цены. На эластичность влияют: наличие заменителей и степень информированности потребителей о них, насущность товара, относительная его роль в расходах потребителя (соль), время, необходимое для адаптации к новым ценам.

Е = % прироста спроса / % прироста цены

При этом изменение цен и продаж обычно делится на средние цены и продажи за данный период (Р1+Р2)/2. Подобная методика используется в большинстве обследований потребителей за рубежом.

Эластичный спрос - больше 1. Это легко заменимые товары и услуги (чем больше близких субститутов, тем выше эластичность), либо предметы роскоши.

Неэластичный спрос - меньше 1 (спрос на сигареты). Это товары и услуги, либо не имеющие заменителей, либо жизненно важные для потребителя (товары и услуги первой необходимости), либо имеющие незначительную долю в расходах потребителя. Абсолютно неэластичные товары: соль, инсулин.

Примеры расчета эластичности в США:

Неэластичный спрос   Близкий к 1   Эластичный спрос  
хлеб 0,15 говядина   мебель 1.2
сахар 0,3 пиво   электроэнергия 2,0
медицинские услуги 0,3     автомобили 2,1
газеты и журналы 0,4     рестораны 2,3

Этот показатель относителен. При расчетах коэффициента эластичности другие факторы (доход, вкусы потребителя, цены товаров-заменителей и сопутствующих товаров) считаются неизменными, а это не так.

При эластичности, равной 1, кривая спроса является равнобочной гиперболой. Но абсолютное большинство кривых выглядит как убывающая прямая. Следовательно, эластичность спроса по цене для определенного товара или услуги не постоянна, она убывает при движении вниз по кривой спроса и растет при движении вверх (спрос на дорогую электроэнергию изменяется не так, как на дешевую).

Ценовая эластичность спроса и доходы фирм-производителей.

Расчеты возможности роста доходов компании кривые спроса с разной

при снижении цен на продукцию. Если Е больше 1, эластичностью

валовые доходы вырастут, если Е меньше 1,

доходы будут снижаться. спрос

Примеры: Г. Форд - снижение цен на автомобили и резкое рост продаж (массовый спрос); устранение госрегулирования авиарынка в США в 80-е годы - снижение цен на авиабилеты в результате конкуренции и резкий рост потребления (авиакомпании увеличили доходы); рынок сотовой связи в России в 1999-2000 г.г. (резкий рост продаж при снижении цены при высокой эластичности) - работа на грани убыточности.

2.3. Эластичность спроса по доходу. Изменения дохода по-разному затрагивают товары и услуги.

Е = % изменения спроса / % изменения дохода

Нормальный товар (Е > 0)- спрос на который с доходом возрастает. Большинство товаров являются нормальными.

Товары низшего порядка (Е < 0) - спрос на которые снижается по мере роста дохода (для развитых стран - хлеб, картофель, маргарин).

Блага высшего порядка, эластичные по доходу (Е > 1)) - спрос на которые растет быстрее роста дохода, т.е. доля потребительского дохода, затрачиваемого на эти товары, возрастает (частные медицинские и образовательные услуги, деликатесы, высококачественные товары длительного пользования).

Товары, не эластичные по доходу (0 < Е < 1) - спрос растет, но доля этих товаров в расходах снижается по мере роста доходов (товары первой необходимости).

В развитых странах спрос на определенные категории благ имеет равную эластичность по доходу.

Эластичность спроса по доходу на примере США

Е < 0   0 < E < 1   E > 1  
молоко - 0,5 кофе 0,0 бензин 1,1
картофель - 0,2 сыр 0,4 дорогое вино 1,4
    жилье 0,6 ТДП 1,8
    сигареты 0,8 рестораны 2,4

Эластичность спроса зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Эластичность спроса на товары первой необходимости может быть очень высокой при низком уровне дохода и снижаться при росте дохода.

Закон смещения спроса Энгеля (немецкий статистик 19 века) - определил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.

Это значит, что в группе с самым низким доходом эластичность хлеба и картофеля высока, их доля мождет расти (задача - наесться досыта), а сами эти товары могут классифицироваться как высшие блага. В группах с более высоким доходом растет доля мяса, фруктов, поэтому доля хлеба и картофеля начинает снижаться, но сами они еще рассматриваются как нормальные товары (Е > 0). Для более высокодоходных групп растут расходы на бензин, телефон и др, а хлеб и картофель - уже блага низшего порядка.

2.4. Перекрестная эластичность спроса.

Е = % изменение цены на товар А / % изменение цены на товар В

Товары -заменители, при удорожании основного товара А возрастают объемы продаж заменителей В. Чем больше заменителей, тем больше эластичность спроса на основной товар (услуги телеграфа - почта). Товары - дополнители (сопутствующие), спрос на них сокращается при удорожании основного товара (цена на электроэнергию - электроприборы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: