| Основные показатели | Субъект-субъектная парадигма | Субъект-объектная парадигма. |
| 1. установка по отношению к ученику | Ученик субъект педагогического воздействия, ученик уникален, педагог учитывает его особенности, интересы,, склонности, позиция равенства, разделение ответственности с учеником. | Ученик объект педагогического воздействия, учитель при изучении ребенка выделяет общее для успешного воздействия на ученика, позиция неравенства, учитель над учеником., вся ответственность возлагается на учителя. |
| 2. цель | Развитие ребенка как активную, самостоятельную личность, способную к саморазвитию. | Передача знаний, формирование умений и навыков, воспитание личностных качеств в соответствии с социальным заказом общества. |
| 3. контакт при взаимодействии с учеником. | Уникальный, эмоциональный, создание атмосферы взаимодействия, личностное общение | Стандартное, ролевое взаимодействие. |
| 4. способы познания ученика. | Рефлексия, эмпатичное чтение вербальных и не вербальных сигналов | Точные методики, стандартное применение. |
| 5. средства педагогического процесса. | Диалог, проблемное обучение, моделирование… | Жесткий контроль, приказы, инструкции, монолог. |
| 6. процесс. | Гибкий, ориентирован на зону ближайшего развития ученика. | Жесткий строго регламентированный. |
| 7. результат | Творческая личность, самостоятельность познания, переход внешней мотивпции во внутреннюю. | Внешняя мотивация, дисциплинированность, напряженность, адаптативная активность. |






