Тема: Социальная среда как средство воспитания

Задание №1 прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

  Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций: · Репродуктивную (продолжение рода) · Хозяйственно-экономическую (материальное обеспечение) · Воспитательную (формирование гражданской позиции) · Коммуникативную (взаимодействие с другими социальными институтами) · Рекреативную (сохранение здоровья, организация досуга) Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи (однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания (гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок (не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения.   По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган.   т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива.   Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива: · гласность · перспектива · ответственность · параллельность действия   Стадии развития коллектива (А.С. Макаренко) · формирование актива · влияние актива · высокий уровень организованности всех членов коллектива Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой(близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива («завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива (перспектива события) · далекая перспектива (дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы.   Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко) · мажор · дружеское единение · защищенность · ощущение собственного достоинства · такт · социально- психологическая зрелость членов коллектива.   На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др. · низкий уровень развития – группа – конгломерат (например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень. · Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень · Группа – кооперация (высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД. · Группа – автономия (внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива. · Коллектив     пути сплочения коллектива: · Совместная деятельность · Традиции · Соревнования · Самоуправление (совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.) · Осведомленность · Выработка общего стиля · Тон и такт · Игра · Викторины · КВН · Туризм Детские и юношеские объединения.   данные организации направлены на социализацию ребенка. значимость данных организаций в формировании новых устремлений, удовлетворении потребностей, формирование нового мировоззрения, осуществление воспитательной и коррекционной работы. принято различать объединения: · По содержанию (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.) · По времени существования (постоянные и временные (лагеря, инструктивные сборы)) · По форме управления (неформальные, клубные)   Выбор объединения дело добровольное и носит вариативный характер. Существуют различные детские объединения «Союз друзей» (г.Обнинск), «Юные патриоты», «Юная Россия», «Родники», «Алые паруса» и др. Современными исследователями разработана модель детского объединения: · Мотивация · Адаптация · Освоение новых видов деятельности · Самореализация · Готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях Принципы деятельности: · Гармонизация общечеловеческих ценностей · Включение воспитанников в социально- значимые отношения · Взаимосвязь детского самоуправления и педагогического руководства. образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанниками в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы, раскрыв самобытность личности.    

Задание №2 заполни таблицу (кратко)

знал новое думал иначе вопрос
         

Задание №3 запиши тему в тетради, составь план изучения темы и сделай опорный конспект.

Задание № 4 составь вопросы по теме

Вопрос уточнение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос обобщение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос рассуждение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос размышление_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5 составте логическую схему ответа на вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: