Барсуковой Татьяны
Задания первого этапа
ВИКТОРИНЫ по биологии для старшеклассников «Где живет мысль?».
I.Выберите один правильный вариант ответа рядом с правильным ответом поставьте знак «+»:
1. Перенос ядра клетки в икринку африканской
лягушки явился этапом в становлении:
а) генетики;
б) геномики;
в) евгеники;
г) клонирования.+
2. Первым клонированным животным считается;
а) мышка Машка;
б) овца Долли;+
в) овца Полли;
г) мышка Кумулина.
3. Более трети генов человека очевидно сходно с генами
а) обезьян;+
б) птиц;
в) рыб;
г) бактерий.
4. Французский палеонтолог и теолог Тейяр де Шарден считал, что человек является:
а) обезьяной Бога;
б) осью и вершиной эволюции;+
в) случайным звеном в цепи жизни Вселенной;
г) разрушительным фактором в жизни космоса.
5. К фенотипу организма не относятся:
а) поведенческие особенности;
б) психический склад;
в) физиология;
г) хромосомный набор.+
6. Неандерталец — это подвид человека:
а) умелого;
б) разумного;+
|
|
в) прямостоящего;
г) современного.
7. Современная обезьяна, наиболее близкая человеку по степени родства—это:
а) орангутанг;
б) горилла;
в) шимпанзе;+
г) бабуин.
8. На основании исследований митохондриального ДНК, современные генетики доказали, что у всех современных людей:
а) был один общий генетический предок - отец («Адам»);
б) была одна общая генетическая мать («Ева»);+
в) библейские Адам и Ева были предками;
г) не было общих предков.
9. Первое систематическое описание более 500 видов животных дал:
а) Аристотель;+
б) Линней;
в) Ламарк;
г) Гумбольдт.
10. Естественный отбор, по Ч. Дарвину, — это:
а) случайный отбор признаков в каждом организме;
б) сохранение и передача полезных признаков следующим поколениям;+
в) изменение организмов под влиянием внешней среды;
г) процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других.
11. Недоброй памяти «народный академик» Т.Д. Лысенко, отстаивая «идею» о наследственности как свойстве всего организма,
относился к направлению:
а) психоламаркизма;
б) механоламаркизма;
в) неоламаркизма;
г) ортоламаркизма.+
12. Открытие устойчивости генов вызвало появление течения генетического:
а) неоламаркизма;
б) антименделизма;
в) антиламаркизма;
г) антидарвинизма.+
13. Современная официальная теория эволюции сочетает в себе:
а) идеи Ж.Б. Ламарка и Ж.Л. Кювье;
б) идеи Ж.Л. Кювье и генетику;
в) идеи Ч. Дарвина и Ж.Б. Ламарка;+
г) идеи Ч. Дарвина и генетику.
14. В современном естествознании «коэволюция» означает:
а) современный этап эволюции живого на Земле;
б) взаимное приспособление видов;+
|
|
в) разрушение биоценоза;
г) самая жестокая борьба за существование.
15. К млекопитающим четвертичного периода кайнозойской эры не относится:
а) гигантский броненосец;
б) мамонт;
в) индийский слон;+
г) саблезубый тигр.
II. Близнецы у человека бывают двух типов: однояйцовые (реже) и разнояйцовые (чаще). Объясните, как они возникают.
Ответ:
Разнояйцевые близнецы возникают при оплодотворении двух отдельных яйцеклеток. Созревание двух и более яйцеклеток может происходить как в одном яичнике, так и в двух. _ Возникновение однояйцевых близнецов связывают с оплодотворением яйцеклетки, имевшей два или более ядра. Каждое ядро соединяется с ядерным веществом сперматозоида, в результате чего образуются зародышевые зачатки. Описаны яйцеклетки и с тремя ядрами. Предполагают, что разделение оплодотворенной яйцеклетки может происходить в результате задержки имплантации и дефицита кислородной насыщенности. Эта теория позволяет также объяснить и более высокую частоту аномалий развития среди однояйцевых близнецов по сравнению с разнояйцевыми.
III. Известно, что при близкородственных браках продолжительность жизни потомков в результате таких браков часто уменьшается, у них выявляются функциональные нарушения, нередки также и различные врожденные болезни и уродства. Объясните, почему это происходит. Обозначьте нормальный ген «А», мутантный (несущий какую-то болезнь) – «а», исходите из того, что мутантный ген как правило является рецессивным.
Ответ:
Смертность и увеличение потологий среди потомства от близкородственных скрещений объясняется тем, что увеличивается число гомозиготы по рецессиву.
IV. Почему мы не понимаем иностранную речь? Ответ поясните.
Ответ: Проблема понимания иностранной речи заключается даже не в том, что мы не понимаем смысла, а в том, что не можем опознать даже те слова, которые прекрасно знаем: нам просто не «разделить» речевой поток на отдельные слова (проверьте: если тот же текст Вы прочитаете в печатном виде, то поймёте из него значительно больше, чем на слух). Причина этого – чисто физиологическая: на опознание слова в речи должны уходить доли секунды. При отсутствии опыта нам требуется для этого гораздо больше времени – в результате в быстрой речи мы просто не успеваем опознать одно слово, как уже возникает следующее.
В обычной разговорной речи мы проглатываем и смазываем очень многие звуки. Например, вместо «пять человек» мы на самом деле говорим «пять че-к». Из-за этого нам трудно опознать многие слова, даже хорошо знакомые.
Слушая иностранную речь, большинство людей пытаются тут же переводить услышанное на родной язык. И в результате просто не успевают за говорящим, ведь процесс перевода занимает немало времени и носитель языка успевает уйти далеко вперёд, пока мы возимся с одной фразой.
V. Как Вы понимаете выражение, высказанное хирургом Наполеона: «Раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных». Согласны ли Вы с Хирургом?
Ответ:
Как утверждают психологи, мысли материальны и все победы, здоровье или болезни идет из головы. Мозг руководит всем физическим телом и может творить чудеса. Известно много случаев, когда люди в стрессовых ситуациях совершают такие действия, которые в обычном состоянии были бы невозможны. Много врачей говорили, что желание излечиться - это уже половина пути к выздоровлению.
VI. Один из видов «Олимпийских состязаний», которые регулярно
проводятся в Нью-Йорке, включает бег, бег с препятствиями и
плаванье, собирая толпы зрителей. Кто участвует в этих соревнова-
ниях?
Ответ: Легкоатлеты
VII. Каких птиц больше всего на Земле?
Ответ: Домашних кур
VIII. В немецком городе Оффенбурге стоит памятник знамени
тому английскому пирату, который держит в руках цветок. Кому и
какому цветку сооружен памятник?
|
|
Ответ:
Памятник великому английскому мореплавателю Фрэнсису Дрейку за распространение употребления картофеля в Европе. В руке знаменитый пират держит цветок картофеля.
IX. Известно, что многие импровизации знаменитых людей стали классическими образцами находчивости, остроумия, афоризмами. Попробуйте свои силы, приведите свой вариант ответа.
IX.1. Однажды в дом древнегреческого оратора Демосфена влез вор и украл разные вещи. Демосфен застал его в тот момент, когда вор с узлом вылезал в окно. Увидев хозяина, вор очень смутился и в порыве раскаяния произнес:
-Прости меня, великий Демосфен, но я не знал, к сожалению, что эти вещи твои.
-А разве ты не знал, что они не твои? — озадачил его вопросом Демосфен?
IX.2. Чарльз Дарвин был приглашен на званый обед, где пришлось сидеть рядом с очень красивой женщиной.
-Мистер Дарвин, - сказала дама, - вы утверждаете, что все люди произошли от обезьян. Значит, я тоже?
-Да, безусловно, - ответил Дарвин, - но вы произошли не от обыкновенной обезьяны, а от очаровательной.
X. Где и как возникают у человека мысли?
Ответ:
С точки зрения биологии мысль материальна, это электроимпульс возникший в коре головного мозга человека.