Характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения (по К Ноулиджу)

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель
Самосознание обучающегося Ощущение зависимости Осознание возрастающей самоуправляемости
Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник самообучения
Готовность обучающегося к обучению Определяется физиологическим Определяется задачами по развитию развитием и социальным личности и овладению социальными ролями принуждением
Применение полученных знаний Отсроченное, отложенное Немедленное
Ориентация в обучении На учебный предмет На решение проблемы
Психологический климат обучения Формальный, ориентированный Неформальный, основанный на взаимном на авторитет преподавателя, уважении и совместной работе конкурентный
Планирование учебного процесса Преподавателем Совместно с обучающимся
Определение потребностей в обучении Преподавателем Совместно с обучающимся
Формулирование целей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы Логика проблем, проблемные единицы
Учебная деятельность Технология передачи знаний Технология поиска новых знаний на основе опыта
Оценка Преподавателем Совместно с обучающимся

Итак, образование взрослых можно определить как сферу образовательных услуг (формального и внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся.

Именно развитие этой сферы образования привело к значительным изменениям в современном образовании, благотворно повлияло на развития формального, традиционного образования, и привело к появлению новых форм и видов обучения людей в различном возрасте. Развитие взрослых поставило перед учеными, занимающимися проблемами образования, новые вопросы и проблемы, заставило пересмотреть некоторые воззрения на сам процесс обучения.

Учение как способ существования человека - вот позиции сегодняшнего дня, вот лозунг и императив нашего времени. Человек, осознавший это и действующий, живущий в соответствии с этим императивом, ставшим его внутренним, неодолимым, пламенным стремлением, пото вшёепв, - вот герой нашего времени.

И для реализации его устремлений в конце XX века появились все возможности. Образование расширило и продолжает расширять свои границы и масштабы, проникая буквально во все сферы бытия


современного человека. Сфера образовательных услуг предоставляет человеку возможности приобретать знания, умения, навыки и качества, необходимые ему для профессионального и социального продвижения, для развития личности, для улучшения всех сфер своей жизни, для гармонизации своей антропосферы, практически на протяжении всей его жизни.

В настоящее время человеку уже необязательно в начале своей жизни проводить за партой десять — двенадцать или даже все восемнадцать — двадцать лет, чтобы получить как можно больший запас знаний на всю дальнейшую жизнь. Реализуемая на практике концепция непрерывного образования позволяет индивиду получать необходимые ему на каждом жизненном этапе различные блоки компетентности по мере возникновения жизненно важной необходимости в них.

Но необходимость в приобретении все новых блоков компетентности у современного человека возникает практически каждый день, поскольку его образовательные потребности уже не ограничиваются общим средним и определенным профессиональным образованием. Наш современник стремится быть компетентным во всех сферах, в том числе и в общественной, семейной и личной жизни.

Мощное желание быть самостоятельной, самоуправляемой личностью, стремление к самореализации, к самоосуществлению увлекает человека во все новые и новые сферы и формы познания.

Новые технологии передачи информации, новые технологии обучения, все новые источники, средства, формы и методы обучения предоставляют современному человеку обучающемуся огромные возможности для удовлетворения своих образовательных потребностей.

Однако практически безграничные возможности выбора путей обучения ставят перед человеком новые сложные задачи. Он сам становится реальным субъектом процесса своего обучения. Но это накладывает на него новую огромную ответственность, которую ранее в основном брало на себя общество в лице государства. Это требует от индивида новой компетентности — умения учиться, организовывать свое обучение.

В этом ему и помогает андрагогика. Она снабжает взрослого обучающегося необходимыми ему умениями, знаниями, навыками по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса своего обучения, отбору необходимых каждому конкретному человеку содержания, форм, методов, источников, средств обучения. Она учит человека учитывать свои (и своих коллег по обучению) возрастные психофизиологические, социальные, профессиональные особенности, использовать свой (и своих коллег) опыт при обучении, определять свои образовательные потребности, намечать цели обучения и пути их достижения.


Исходя из гуманистических идей первичности человека и его саморазвития, его целостности в комплексном проявлении его изменений, андрагогика вносит свой вклад в создание условий, необходимых для самореализации человека и повышения эффективности и результативности его жизнедеятельности.

Андрагогика способствует и дальнейшему развитию наук об образовании, формированию системы таких наук, которые бы рассматривали в комплексе все аспекты процесса образования, в частности, философии образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: