В конспективной форме отразим основные положения, касающиеся категории содержание образования
Понятие
Содержание образования - важный элемент канонической семиэлементной педагогической системы в состав которой входят, цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.
Содержание образования дает ответ на вопрос - чему учить? Другими словами, это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения[6].
Можно представить себе, что это некоторый «разрез образования без учета технологии». (В.С. Леднев).
Факторы, влияющие на содержание образования
1. Потребности общества.
2. Субъективные факторы: политика, методологическая позиция ученых
3. Научно-технический прогресс (особенно в части развития микро и радиоэлектроники, практическим выходом которой явились повсеместно внедряемые компьютерные и телекоммуникационные средства и системы);
4. Современные потребности собственно системы образования, выражающиеся в необходимости обеспечения в системе образования доступности, качества, опережающего характера, интернациональности, массовости, мобильности и др.)
5. Интересы бизнеса, инвестиции и др.
С научно-теоретической точки зрения корректное понятие содержания образования, является частью социального опыта и копирует в существенных чертах его структуру и, поэтому, включает, в себя :
1. Знания о мире теоретические знания (природа, общество, человек, техника)
2. Опыт репродуктивной деятельности. Знания о способах деятельности (умения и навыки), т.е. знания об алгоритмах выполнения деятельности;
3. Опыт творческой и интеллектуальной деятельности, предполагающий умения выполнять деятельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах;
4. Опыт творческой деятельности, предполагающий формирование умений творчески осуществлять самостоятельный поиск решения субъективно новых для обучающихся проблем
5. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [7]
Таким образом, содержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков по учебным предметам. Оно должно охватывать все основные элементы социального опыта: системы знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, систему интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; систему отношений к миру, друг к другу.