То, ради чего существует вся система. В связи с этим, видимо, с этого элемента надо было начинать этот учебный вопрос. В современном учебном процессе студент переходит из объекта педагогического процесса в его субъект. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студента[10]
При этом можно сформировать модель студента, включающую следующие группы навыков и умений самостоятельной работы:
1. Навыки и умения планирования самообразования:
• составлять индивидуальный план самостоятельной деятельности;
• целеустремленно работать по плану; осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, своевременно вносить необходимые коррективы;
2. Навыки и умения ориентировки в научной и учебной информации:
• ориентироваться в потоке научной и учебной информации;
• самостоятельно анализировать и оценивать новую информацию;
• вести поиск и выбирать источники информациив зависимости от аспекта изучения проблемы;
• видеть новое и перспективное в содержании поступающей информации;
|
|
• комплексно использовать источники информации (интернет, теле- и радиопередачи, научную и учебную литературу, периодическую печать и др.
3. Навыки и умения библиографической работы:
• систематически пользоваться библиографическими пособиями и каталогами;
• вести регистрацию научной, учебной и другой литературы по отдельным проблемам на основе правил научной библиографии и др.
4. Навыки и умения работать с текстовой информацией
• знакомиться с первоисточником в целом: с ее автором, введением, содержанием, заключением, илюсторациями и аннотациями;
• вычленять логическую структуру первоисточника;
• читать быстро, сосредоточено, фиксировать прочитанное своими словами;
• выделять основные проблемы, положения и идеи;
• фиксировать кратко, своими словами основное содержание;
• систематически обрабатывать записи, хранить и использовать их в целях самообразования;
• привлекать дополнительные источники информации в целях более полного понимания изучаемого (Интернет, словари, энциклопедии, справочники и т.д.);
• вести записи прочитанного в форме тезисов, конспектов;
• излагать мысли, аргументацию автора кратко и своими словами со ссылками на отдельные цитаты;
• соблюдать правила внешнего оформления конспектов (название работы, фамилия автора, год и место издания, правильное цитирование со ссылкой на страницу работы, статьи);
• фиксировать в конспекте дополнительные материалы из других источников.
5. Навыки и умения пользоваться ресурсами Интернет.
Вариант модели обучающегося в графической форме приведен на Рис 2.4.2.