Теории обоснования содержания образования

Обоснование содержания образования - коренная и вечная проблема, разрабатываемая дидактикой [9].

1. Теория дидактического материализма («энциклопедисты») (Я.А. Коменский и др.) согласно которой основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.

2. Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И. Г. Песталоцци И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже и др.). При ее реализации упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык.

3. Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч. Куписевич, В.Оконь, Ф. Янушкевич и др.). Обучать видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.

Содержание обучения строится на принципах:

1. Соответствия содержания образования уровню современной науки;

2. Соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям обучающихся;

3. Соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение;

4. Учета международного опыта;

5. Учета соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;

6. Опережения (ориентировано на будущее);

7. Ориентация на те средства и программное обеспечение средств
информационных и телекоммуникационных информационных
технологий, которые ждут выпускника на работе по будущей
специальности.


Система формирования содержания образования

Она включает в себя следующие элементы:

1. Государственный образовательный стандарт (ГОС);

2. модель специалиста (квалификационные требования);

3. методика, принципы и критерии отбора основ наук для учебных дисциплин;

4. учебные планы;

5. учебные программы;

6. группа разработчиков содержания;

7. экспертная группа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: