1. Общая характеристика направления
1.1.Каким приказом утверждена
1.2 Нормативная деятельность обучения. Квалификационная
академическая степень
1.3 Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности
(на что направлена деятельность, в каких организациях)
1.4 К чему должен быть подготовлен (например, к обучению в
магистратуре, освоению образовательных программ третьего уровня, к
профессиональной организационно-управленческой конкретно-
исследовательской деятельности и т.п.)
2. Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение
по программе направления
2.1 Общие требования к образованности специалиста, определяемых
словами:
знаком
знает
имеет целостное представление
способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность
имеет научное представление
понимает сущность и социальную значимость
готов
2.2. Требования к знаниям и умениям, определяемых словами:
иметь представление
понимать
быть знакомым
владеть
иметь представление
|
|
3. Обязательный минимум содержания ПОП по направлению,
сгруппированных по циклам:
ГСЭ Цикл общих и социально-экономических дисциплин (часов)
ЕН Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин
(часов)
ДН Цикл общепрофессиональных дисциплин (часов)
СД Цикл специальных дисциплин, установливаемых вузом (часов)
ДП 00 Дополнительные виды подготовки (военная подготовка,
гражданская оборона и др.)
Ф.00 Факультативы (часов)
П.00 Практики (недели)
ГА, Государственная итоговая квалификационная аттестация (часов)
В заключение раздела хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы рассмотрели стандарты на содержание образования, но в образовательные стандарты входят и «педагогические» стандарты, например, структуру представления учебного материала, проведения учебных занятий и т.д. В этой связи первое, на чем можно остановиться для иллюстрации – это попытаться стандартизировать (в «мягком» понимании) форму представления учебной информации в различных средствах представления учебной информации, выполненной на различных носителях (книги, компьютеры, сайты и т.д.).
Научные исследования в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ позволили предложить рациональную структуру представления учебного материала.Исследование структур отечественных и зарубежных сетевых курсов и учебных пособий для дистанционного обучения позволили установить, что для эффективного обучения целесообразно рекомендовать разбивать весь учебный материал на модули (по объему, равному приблизительно традиционной лекции). Модули имеют одинаковую структуру и являются максимально самодостаточными для самостоятельного изучения материала студентом.
|
|
Структура учебного модуля СК «по максимуму» включает в себя:
1. Текст психологического настроя;
2. Наименование модуля;
Цели изучения модуля (перечисление того, что будет знать и уметь студент в результате работы над модулем);
4. Учебные вопросы (в количестве 2-4 и по названию желательно соответствующие названию экзаменационных билетов)
5. Учебная информация по каждому учебному вопросу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому учебному вопросу модуля в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д..)
6. Резюме по модулю (представляется в форме, приближенной к ожидаемым ответам студентов на вопросы, указанные в начале модулей)
7. Вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с
ответами, комментариями и рекомендациями)
8. Структурно – логическая схема модуля (содержание модуля в образно – графическом представлении);
9. Список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля.
В целях повышения дидактической эффективности усвоения материала целесообразно, «как высший пилотаж», содержание информационной части целесообразно строить в виде субблоков, порядок следования которых выбирается самим преподавателем (подход Подласого И.П.)
1. Информационный субблок (содержит минимальный объем учебной информации, необходимой для усвоения)
2. Расширяющий субблок (расширяет и дополняет содержание информационного блока)
3. Проблемный субблок (предполагает изложение части учебного материала в проблемном стиле)
Естественно, что при дидактической необходимости учебная информация, отображаемая в модуле, формируется в СК с применением гипермедиа технологий. Целесообразность использования гипертекста, видео и аудио решает сам преподаватель.
Отметим элементы на которые хотелось бы обратить внимание и отметить их особености:
Текст психологического настроя (молитва);
Девиз курса;
Аудиозапись текста курса;
Структурно – логическое графическое изображение содержания курса;
Хрестоматия;
Выделение в учебном тексте информационного, расширительного и проблемного блоков;
Глоссарий.
Какие же трудности ждут нас на пути стандартизации?
Во - первых, менталитет россиянина. К примеру недавно был удовлетворен судебный иск на организацию, которая провела классификацию и ранжирование художников по критериям, которые включали в себя и стоимостную оценку их работы. Такая стандартизация как вы видите вызывает неприятие ортодоксов от искусства. То же можно ожидать и от ортодоксального крыла педагогов по отношению к стандартизации образования.
С другой стороны, говоря о стандартизации образования, хотелось бы напомнить, что в соответствии со Ст. 3. Закона «О высшем и послевузовском образовании» педагог, обладая академическими свободами, имеет право «излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами». Конечно, - это декларация, но тем не менее, преподаватель на законном основании может отвергнуть все предлагаемые выше рекомендации, но, по крайней мере должен к ним прислушиваться.
Выводы
1. Стандартизация образования вызвана, с одной стороны,
необходимостью создания единого образовательного пространства в
стране, что позволит обеспечить единый уровень образования,
обучающихся в различных типах образовательных учреждений –
государственных, муниципальных, так и негосударственных, с другой -
стремлением России войти в систему мировой культуры.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к
подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям
содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это норма,
образец, мерило. ГОС приобретают реальное воплощение в
формировании в следующих нормативных документах - плане,
программе, литературе, документах.
|
|
ГОС – это диагностичное описание глобальной цели образования, которая представляет собой формирование профессиональных и личностных качеств выпускника вуза, диагностируемых как конечный результат его (заведения) работы. Задачами учебных заведений является разбивка общей цели на подцели, характеризующие поэтапный процесс формирования (обучения и воспитания) личности во времени (семестры, учебные курсы).
2. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования (ГОС ВПО) согласно
законодательства предназначен для обеспечения:
•единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ; • качества высшего образования;
• возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО
деятельности высших учебных заведений;
• признания и установления эквивалентности документов
иностранных государств.
3.Любой стандарт для определенной образовательной программы имеет:
федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:
расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм
обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников. Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.
Существующие ГОС не в полной мере обеспечивают конкурентноспособность российской системы образования, поэтому требуют пересмотра структуры и порядка обновления.
|
|
Вопросы для самопроверки и рефлексии
1. Сформулируйте цели создания Государственных образовательных
стандартов (ГОС).
2. Перечислите положительные и отрицательные стороны ГОС.
3. Изучите ГОС по своей специальности. Какие дисциплины вам
кажутся лишними, а какие вы ввели дополнительно.
Литература
1. Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно - правового обеспечения открытого образования», 31 января 01 февраля 2001г, г.Москва. МЭСИ.
2. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа –М.: ИЦПКПС,1999.-278с.