Структура ГОС

1. Общая характеристика направления
1.1.Каким приказом утверждена

1.2 Нормативная деятельность обучения. Квалификационная
академическая степень

1.3 Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности
(на что направлена деятельность, в каких организациях)

1.4 К чему должен быть подготовлен (например, к обучению в
магистратуре, освоению образовательных программ третьего уровня, к
профессиональной организационно-управленческой конкретно-
исследовательской деятельности и т.п.)

2. Требования к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение
по программе направления

2.1 Общие требования к образованности специалиста, определяемых

словами:

знаком

знает

имеет целостное представление

способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность


имеет научное представление

понимает сущность и социальную значимость

готов

2.2. Требования к знаниям и умениям, определяемых словами:

иметь представление

понимать

быть знакомым

владеть

иметь представление

3. Обязательный минимум содержания ПОП по направлению,

сгруппированных по циклам:

ГСЭ Цикл общих и социально-экономических дисциплин (часов)

ЕН Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин

(часов)

ДН Цикл общепрофессиональных дисциплин (часов)

СД Цикл специальных дисциплин, установливаемых вузом (часов)

ДП 00 Дополнительные виды подготовки (военная подготовка,

гражданская оборона и др.)

Ф.00 Факультативы (часов)

П.00 Практики (недели)

ГА, Государственная итоговая квалификационная аттестация (часов)

В заключение раздела хотелось бы обратить внимание на следующее. Мы рассмотрели стандарты на содержание образования, но в образовательные стандарты входят и «педагогические» стандарты, например, структуру представления учебного материала, проведения учебных занятий и т.д. В этой связи первое, на чем можно остановиться для иллюстрации – это попытаться стандартизировать (в «мягком» понимании) форму представления учебной информации в различных средствах представления учебной информации, выполненной на различных носителях (книги, компьютеры, сайты и т.д.).

Научные исследования в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ позволили предложить рациональную структуру представления учебного материала.Исследование структур отечественных и зарубежных сетевых курсов и учебных пособий для дистанционного обучения позволили установить, что для эффективного обучения целесообразно рекомендовать разбивать весь учебный материал на модули (по объему, равному приблизительно традиционной лекции). Модули имеют одинаковую структуру и являются максимально самодостаточными для самостоятельного изучения материала студентом.

Структура учебного модуля СК «по максимуму» включает в себя:

1. Текст психологического настроя;

2. Наименование модуля;


Цели изучения модуля (перечисление того, что будет знать и уметь студент в результате работы над модулем);

4. Учебные вопросы (в количестве 2-4 и по названию желательно соответствующие названию экзаменационных билетов)

5. Учебная информация по каждому учебному вопросу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому учебному вопросу модуля в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д..)

6. Резюме по модулю (представляется в форме, приближенной к ожидаемым ответам студентов на вопросы, указанные в начале модулей)

7. Вопросы для самопроверки и рефлексии (желательно с
ответами, комментариями и рекомендациями)

8. Структурно – логическая схема модуля (содержание модуля в образно – графическом представлении);

9. Список литературы к модулю и ссылки на сайты интернет по тематике модуля.

В целях повышения дидактической эффективности усвоения материала целесообразно, «как высший пилотаж», содержание информационной части целесообразно строить в виде субблоков, порядок следования которых выбирается самим преподавателем (подход Подласого И.П.)

1. Информационный субблок (содержит минимальный объем учебной информации, необходимой для усвоения)

2. Расширяющий субблок (расширяет и дополняет содержание информационного блока)

3. Проблемный субблок (предполагает изложение части учебного материала в проблемном стиле)

Естественно, что при дидактической необходимости учебная информация, отображаемая в модуле, формируется в СК с применением гипермедиа технологий. Целесообразность использования гипертекста, видео и аудио решает сам преподаватель.

Отметим элементы на которые хотелось бы обратить внимание и отметить их особености:

Текст психологического настроя (молитва);

Девиз курса;

Аудиозапись текста курса;

Структурно – логическое графическое изображение содержания курса;

Хрестоматия;

Выделение в учебном тексте информационного, расширительного и проблемного блоков;

Глоссарий.

Какие же трудности ждут нас на пути стандартизации?


Во - первых, менталитет россиянина. К примеру недавно был удовлетворен судебный иск на организацию, которая провела классификацию и ранжирование художников по критериям, которые включали в себя и стоимостную оценку их работы. Такая стандартизация как вы видите вызывает неприятие ортодоксов от искусства. То же можно ожидать и от ортодоксального крыла педагогов по отношению к стандартизации образования.

С другой стороны, говоря о стандартизации образования, хотелось бы напомнить, что в соответствии со Ст. 3. Закона «О высшем и послевузовском образовании» педагог, обладая академическими свободами, имеет право «излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами». Конечно, - это декларация, но тем не менее, преподаватель на законном основании может отвергнуть все предлагаемые выше рекомендации, но, по крайней мере должен к ним прислушиваться.

Выводы

1. Стандартизация образования вызвана, с одной стороны,
необходимостью создания единого образовательного пространства в
стране, что позволит обеспечить единый уровень образования,
обучающихся в различных типах образовательных учреждений –
государственных, муниципальных, так и негосударственных, с другой -
стремлением России войти в систему мировой культуры.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к
подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям
содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это норма,
образец, мерило. ГОС приобретают реальное воплощение в
формировании в следующих нормативных документах - плане,
программе, литературе, документах.

ГОС – это диагностичное описание глобальной цели образования, которая представляет собой формирование профессиональных и личностных качеств выпускника вуза, диагностируемых как конечный результат его (заведения) работы. Задачами учебных заведений является разбивка общей цели на подцели, характеризующие поэтапный процесс формирования (обучения и воспитания) личности во времени (семестры, учебные курсы).

2. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования (ГОС ВПО) согласно
законодательства предназначен для обеспечения:

•единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ; • качества высшего образования;


• возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО
деятельности высших учебных заведений;

• признания и установления эквивалентности документов
иностранных государств.

3.Любой стандарт для определенной образовательной программы имеет:

федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм

обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников. Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.

Существующие ГОС не в полной мере обеспечивают конкурентноспособность российской системы образования, поэтому требуют пересмотра структуры и порядка обновления.

Вопросы для самопроверки и рефлексии

1. Сформулируйте цели создания Государственных образовательных

стандартов (ГОС).

2. Перечислите положительные и отрицательные стороны ГОС.

3. Изучите ГОС по своей специальности. Какие дисциплины вам
кажутся лишними, а какие вы ввели дополнительно.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно - правового обеспечения открытого образования», 31 января 01 февраля 2001г, г.Москва. МЭСИ.

2. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа –М.: ИЦПКПС,1999.-278с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: