Социология как наука: предмет, объект и методы

Термин «социология» происходит от двух слов: латинского societas – общество и греческого logos – учение, наука. Получается: наука об обществе. Однако современные учёные трактуют понятие социология более подробно.

Социология – это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях. Таким образом, социология – наука об обществе и социальном мире человека.

Общество – основной объект социологического исследования.

Однако общество изучают и другие науки. Каждая из них выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект или предмет изучения. Предмет науки – это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны [1, с. 74].

Социология изучает не просто общество, а социальные аспекты общественного бытия. Социальность выступает как проявление совместного существования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии: что является определяющей стороной – человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм). Отвечая на этот вопрос, социологи исследуют структуру общества, изучают действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов [1, с. 75].

Представления о предмете социологии по мере становления науки постоянно изменялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время (табл. 1.1). О. Конт считал предметом социологии «общество, идентифицируемое с человечеством», причём предлагал изучать «общие законы человеческого бытия». Э. Дюркгейм считал предметом социологии социальные институты, М. Вебер – социальное поведение людей [1, с. 76].

Таблица 1.1

Суждения социологов о предмете социологии *

Фамилия учёного Предмет социологии
О. Конт Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причём изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, отдельных действий и противодействий всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику» или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
Г. Спенсер Предмет социологии – образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определённой расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип – отличительные особенности частей определяют свойства целого.
М. Вебер Предмет социологии – социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентации на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
Э. Дюркгейм Предмет социологии – социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идёт о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
Г. Зиммель Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
Ж. Гурвич Социология – наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимые к индивидуальному сознанию.
П. Сорокин Социология изучает «надорганическую» или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычая и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.
Т. Парсонс Социология – наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей – взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закреплённую в структурах, которые основываются на инструментализации культурных образцов, правил, статусов».
Х. Гарфинкель Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учётом методов взаимодействия, характерных для определённой культуры.
А. Шюц Социология должна восстановить связь абстрактных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности; получить организованное знание о социальной реальности, последняя есть сумма объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстаёт обыденному сознанию людей, связанных с другими разнообразными отношениями взаимодействия.
П. Бурдье Социальная реальность представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, – близостью, соседством или удаленностью, – а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга – выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология – это социальная топология, то есть анализ относительных позиций и реляционных отношений между ними.

*Таблица составлена на основе источника [1, с. 76 – 77] и материалов Интернета.

Сложность определения предмета социологии заключается в сложности самого её объекта. Невозможно одному учёному или даже исследовательскому институту изучить всё общество во всём многообразии его проявлений, поэтому различные социологи в рамках объекта исследования выбирали те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки: группы или общности, социальное взаимодействие, социальные институты и т.д. Иногда при определении предмета социологии исследователи стремятся скомбинировать несколько аспектов изучения общества. Предлагаем следующее определение предмета изучения социологии как науки.

Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.

В каждой науке, изучающей людей и общество, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. Каждая из наук, кроме общенаучных, имеет свои методы, которыми она преимущественно пользуется. Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В социологии, как и во многих других науках, широко применяются такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.

Чаще всего в социологических исследованиях используется системный подход. Также используется комплексный подход, который позволяет изучать, описывать и объяснять соответствующие социальные объекты с точки зрения их целостности, применяя достижения ряда других научных дисциплин – математики, психологии, кибернетики, экономической теории и т.д. [2, с. 34 – 35].

Для исследования каких-либо социальных явлений, процессов или систем путём построения и изучения их моделей используется общенаучный метод моделирования. Для выделения из определённой совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия используется метод типологизации.

Специальные социологические методы можно разделить на две группы: методы, применяемые в общей социологической теории, и методы, используемые в прикладных социологических исследованиях.

В общей социологии среди широко используемых методов можно назвать структурно-функциональный анализ. Основная цель этого метода – количественная и качественная оценка тех изменений, к которым изучаемая социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.

Применяется также компаративный (сравнительный) метод, который ориентирован на раскрытие общих черт и особенностей развития различных социальных систем.

Корреляционно-каузальный метод применяется в анализе социальных явлений в тех случаях, когда выявляется соотношение между двумя наборами явлений или событий. Этот метод позволяет выявить причины событий и явлений.

Метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях позволяет изучать уникальные и типичные социальные явления и процессы.

Метод кросс-культурного анализа ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур [2, с. 35 – 37].

В прикладной социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:

1) опрос (анкетирование и интервьюирование);

2) анализ документов (качественный и количественный – контент- анализ);

3) наблюдение (невключённое и включённое);

4) эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Существуют разновидности каждого из перечисленных методов прикладной социологии.

Наряду с указанными методами, предназначенными для сбора и анализа первичной информации, в социологии нередко используется вторичный анализ – приёмы изучения уже существующей информации, содержащейся либо в официальных документах, либо в предшествующих исследованиях [3, с. 191 – 192].

Вышеперечисленные методы представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: