Функции и структура социологического знания

Социология изучает общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Современная социология представляет собой разветвлённую систему знаний разных уровней и включает в себя: общесоциологические теории; специальные частные социологические теории (или теории среднего уровня); отраслевые социологические теории (экономическая социология, социология права, социология труда, социология молодёжи и т.д.); эмпирическую социологию.

Уровни социологии:

1. Теоретический – это уровень теорий, раскрывающих глубинные сущностные связи и отношения в обществе. На этом уровне разрабатываются основные категории и законы, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.

Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта подразделяется на три уровня:

– макроуровень (теории фундаментального, общесоциологического уровня);

– теории среднего уровня (отраслевые направления: социология образования, социология религии, медицины и т.д.);

– теории микроуровня (микросоциология: теория малых групп, групповой динамики, теория личности, социального обмена, интеракции).

2. Прикладной – решает задачи, связанные с текущими социальными проблемами. Знания на этом уровне развиваются в связи с необходимостью решения типичных проблем общества, а также отдельных его элементов [2, с. 24].

Говоря о любой науке, важно выделить её функции. Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». Социология является элементом целостной системы наук и в отношении общества исполняет определённые функции.

Функции социологии:

· гносеологическая (познавательная) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества;

· прогностическая – помогает разрабатывать научно обоснованные прогнозы предстоящих социальных изменений;

· организационно-управленческая функция связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (групп, регионов, стран и т.д.).

· идеологическая (воспитательно-идеологическая) – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (антирелигиозного) характера. Как и любая другая наука, изучающая общественную сферу, социология не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении [2, с. 18].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: