СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов всех специальностей
Новополоцк
ПГУ
УДК 316(075.8)
ББК 60.5я73
А65
Рекомендовано к изданию методической комиссией инженерно-
технологического факультета в качестве учебно-методического комплекса
(протокол № 4 от 16.12.2010)
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра социологии Белорусского государственного университета
(протокол заседания кафедры № 2 от 01.10.2010;
заведующий кафедрой, профессор А. Н. Данилов);
кандидат философских наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин УО «ПГУ» И.А. БОРТНИК;
старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
УО «ПГУ» В.Б. МИХНО
А65 | Андриевская, С. В. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / С. В. Андриевская. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 240 с. |
ISBN 978-985-531-173-8.
Представлен учебный материал по социологии согласно разделам и темам рабочей программы. Содержит практические задания по каждой теме, творческие задания для управляемой самостоятельной работы студентов, отрывки из произведений классиков социологии, тематику докладов и рефератов, список рекомендуемой литературы.
|
|
Предназначен для студентов всех специальностей.
УДК 316(075.8)
ББК 60.5я73
ISBN 978-985-531-173-8 | © Андриевская С. В., 2011 © УО «Полоцкий государственный университет», 2011 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное белорусское общество вступило на путь инновационного развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие эффективными методами, средствами и формами управления производством и экономикой. Социология – дисциплина, которая не только помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, но и непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.
Основными принципами организации образовательного процесса в Республике Беларусь провозглашаются: принцип гуманизации обучения, принцип фундаментализации, принцип компетентностного подхода, принцип социально-личностной подготовки, принципы междисциплинарности и интегративности. Учебная дисциплина «Социология» является обязательной для всех специальностей на 1-й ступени обучения согласно Образовательному стандарту Республики Беларусь.
Социология – наука, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерностей индивидуального и массового поведения людей. Социологией накоплен достаточный объём теоретических, практических и методических знаний для передачи их из поколения в поколение, внедрения в общественное и индивидуальное сознание посредством преподавания социологии как учебной дисциплины в высшей школе. Можно выделить несколько векторов социологического обучения и воспитания в системе высшего образования:
|
|
1) ориентация личности на статус в обществе (на занятиях по социологии студенты учатся анализировать свой социальный статус, видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоёв);
2) ориентация личности на позицию в конкретной социальной группе (изучение социологии позволяет студентам осознать и скорректировать свои социальные роли);
3) ориентация личности на саморазвитие (у студентов формируется понимание значимости личности, её самоценности; воспитываются такие качества, как целеустремлённость, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации);
4) общая образованность и функциональная грамотность личности (студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике; это позволяет развивать свою личность вне учебного процесса).
Социология является важной компонентой социально-гуманитарного образования студентов. В рамках социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе 1-й ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
· культурно-ценностные и личностные ориентации;
· гражданственности и патриотизма;
· социального взаимодействия;
· коммуникации;
· самосовершенствования.
В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник должен развить следующие межпредметные компетенции:
· владение методами и методиками системного и сравнительного анализа;
· сформированность критического мышления;
· умение работать в команде;
· владение навыками проектирования и прогнозирования;
· сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость, а также мотивационно-ценностная ориентация;
· умение учиться, постоянно повышать квалификацию.
Данный учебно-методический комплекс построен таким образом, чтобы студент имел возможность не только ознакомиться с учебным материалом, но и выработать определённые компетенции. Каждый модуль содержит конспект учебного материала, составленный на основе требований программы, список необходимой при подготовке по теме литературы, практические задания, отрывки текстов из произведений известных социологов и вопросы для их анализа, творческое задание, темы для рефератов и докладов со списком рекомендуемой литературы. Кроме того, выделен специальный контрольный модуль, который содержит тесты по каждой теме, контрольные вопросы по дисциплине. В контрольном модуле оговорена система контроля знаний студентов.
В конце учебно-методического комплекса помещён краткий словарь социологических терминов, общий список учебной литературы по всему курсу, составленный на основе литературы, находящейся в библиотеке Полоцкого государственного университета.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА