double arrow

Национально-этнические общности

Национальные и этнические общности – это существенные компоненты структуры общества. Этническая общность – явление многоликое, сюда относят: племя, народность, этнос, нацию. Эти общности в процессе исторического развития перерастают друг в друга, считается, что первичной общностью людей было племя, затем оформилась народность, которая, с развитием капиталистических отношений, преобразовалась в нацию. Однако в современном мире эти виды национально-этнических общностей существуют параллельно в различных регионах.

Племя – это такая природно-социальная общность людей, которая характеризуется переходом от первобытнообщинного строя к феодальному. Эта общность объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или более родов, отличающихся от других племён своей территорией, языком, культурой и т.д.

Народность – это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая за племенем в процессе этнической эволюции и предшествующая нации [3, с. 212].

Племя, народность, нация – это три стадии этнического развития. Понятием «этнос», как правило, обозначают конечный результат процесса развития. Параллельно может использоваться и термин «нация».

Этнос – это естественно сложившаяся в определённой ландшафтной среде, исторически близкая к формированию социокультурной специфики человека общность, базирующаяся на стереотипах коллективных представлений [3, с. 216]. Этнос характеризуется устойчивым самосознанием и самоназванием, которое трансформируется в языках других народов. Самосознание этноса развивается через антитезу «мы – они» («мы» – представители одного этноса, «они» – представители других).

Анализ черт, характерных для различных этносов, позволяет социологам выделить универсальные.

Черты этноса:

· Этнос – это специфическая социально-природная общность людей.

· Его представители имеют чёткие признаки (язык, территории, культура, религия), отличающие их от других этносов.

· Представители этноса имеют своеобразные антропологические характеристики.

· Люди этноса участвуют в совместной деятельности на основе общего происхождения и культуры.

· Самосознание представителей этноса основано на антитезе «свои – чужие» [3, с. 214 – 215].

Американские социологи Дж. М. Йингер и М. Нэш определяли этнос как отличный по сочетанию черт (языка, религии, расы), непохожий на другие. По определению учёных, члены этноса считают себя «непохожими на других». Представители этноса участвуют в совместной деятельности на основе общего происхождения и общей культуры. Таким образом, этнос – это природно-социальная, антропологическая общность людей, возникающая и развивающаяся на основе природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, внешнего облика, общей культуры и религии [3, с. 214].

Нация – это наивысшая форма развития этноса. Нации и национальные государства – современные формы этнических объединений. В современном обществе не исключены этнические конфликты (например, конфликт грузины – армяне; хорваты – сербы и др.).

Существование различных этносов на планете обусловило их контакты. Фактически вся история человечества представляет собой историю этнического взаимодействия. Социологи называют несколько его видов.

Виды этнического взаимодействия:

· консолидация;

· ассимиляция;

· кооперация;

· этническое доминирование;

· этнодискриминация;

· этноприоритетный национализм.

Трансформационные процессы этнического развития и взаимодействия с другими этносами можно дифференцировать на две группы: объединяющие и разделяющие. К объединяющим относят: консолидацию, ассимиляцию, кооперацию. К разделяющим относят: этническое доминирование, этнодискриминацию, этноприоритетный национализм [3, с. 223]. Не все вышеперечисленные формы этнического взаимодействия характерны для современного общества. Некоторые их виды социологи выделяют, анализируя историческое прошлое. Такова, например, этническая консолидация – сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос [3, с. 222].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: