Социальные группы

Если понятие «социальная общность» используется для характеристики макроструктуры общества, то понятие «социальная группа» используется для характеристики микроструктуры общества. И группа, и общность представляют собой объединение людей, но они отличаются. Группа локализована в пространстве, а общность может иметь диффузный характер или не иметь чётких пространственно-временных границ; общность может сама состоять из групп (а группа не может состоять из общностей). Наиболее общее определение группы следующее:

Группа – это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

· определённый способ взаимодействия между её членами, институциализация групповых отношений;

· осознание членства, чувства принадлежности к данной группе;

· принятие членами группы основных ценностей, целей, норм, разделяемых группой, формирование «мы – сознания» [1, с. 295].

Каков минимальный состав группы? Социолог Г. Зиммель доказал, что минимально в группу должны входить три человека. Два человека не обладают свойствами группы, т.к. если один из них прекращает отношения, то союз распадается. Триада – надиндивидуальное образование, поскольку индивида, порвавшего отношения с группой, можно заменить другим. Появление нового индивида не влечёт за собой изменение образца союза. Поэтому триада – элементарное объединение людей, которое базируется на безличном отношении, независимом от отдельных лиц. Это фундаментальное свойство группы [4, с. 136].

Три элемента группы являются ключевыми: групповое благо, чувство принадлежности к группе и групповые нормы.

Групповое благо – это средство удовлетворить групповые потребности и индивидуальные интересы (например, дом, построенный семьёй, сакральный характер церкви и т.д.), оно – результат сотрудничества в группе, оно не принадлежит никому, но каждый член группы имеет на него право, именно оно способствует сохранению целостности социальной группы. Главным эмоциональным фактором объединения людей в группу является чувство принадлежности к группе. Это чувство базируется на осознании сути группы каждым членом. Такое представление о группе у каждого члена формируется на основе опыта (например, совместное участие в семейных праздниках укрепляет чувство принадлежности к семье). Групповые нормы – это обязательные правила, благодаря которым возможно эффективное функционирование группы. Деятельность, позиции индивидов несут в себе понимание ими чувства долга по отношению к социальной группе (например, родительский долг в семье) [4, с. 138].Таким образом, социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

Социальные группы изучали социологи: П. Сорокин, Д. Хоманс,
Р. Мертон, С. Стауффер, А. Китт и др.

Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Например, по размеру группы делят на большие, малые, средние. Вот некоторые из основных типов групп:

· первичные и вторичные;

· реальные группы и квазигруппы;

· формальные и неформальные;

· малые и большие;

· референтные группы;

· аутгруппы и ингруппы.

Малая группа – это совокупность людей, объединённых реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного общения. Примеры малой группы: семья, компания друзей. Малые группы с очетают формальные и неформальные формы взаимоотношений [5, с. 106].Система межличностных взаимоотношений в группе определяется понятием референтности (предпочтения).

Референтные группы бывают:

· по выполняемым функциям: нормативные и сравнительные референтные группы;

· по факту членства: группы реального присутствия и идеальные;

· в зависимости от принятия или непринятия групповых норм: положительные и отрицательные референтные группы.

Виды малых групп по характеру объединения людей:

Диффузная группа – это такая группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями;

Ассоциация – это группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые только лично значимыми целями.

Корпорация – это группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами.

Коллектив – это группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов [2, с. 319].

Средняя социальная группа – это устойчивая общность людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами одной организации, проживающих на одной территории (город, район).

Виды средних групп:

1. Производственно-организационные группы (коллектив предприятия). В таких группах чёткая структура управления, структура группы подчинена совместной деятельности.

2. Территориальные (жители города, района, области и т.д.). Это спонтанные групповые объединения только по признаку местожительства.

Большие социальные группы – устойчивые совокупности большого числа людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующих в масштабах страны. К ним относятся: классы, демографические общности и т.д.

С точки зрения осознания членства в группах их представителями, можно выделить реальные и условные группы, а также квазигруппы.

Условные группы объединяют индивидов, не имеющих контактов друг с другом. Квазигруппы отличаются случайностью, искусственностью или стихийностью образования, неустойчивостью и ограниченностью взаимодействий по времени и содержанию (толпа, зрители в кинотеатре, пассажиры электрички).

По юридическому статусу можно выделить формальные и неформальные группы. Состав и деятельность формальных групп регламентируется официальными документами (уставами, инструкциями). Неформальные группы возникают стихийно в силу потребности людей в общении. В целом, любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе [2, с. 321].

Подчёркивая значение первичных отношений между людьми, в которых реализуется подлинная человеческая природа (чувства), Ч. Кули впервые выделил первичные и вторичные социальные группы. Под первичной группой принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Они могут быть различными по размеру: большими, малыми, средними. По мнению Ф. Тённиса, вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определённых функций, ролей, статусов (например, бригада на стройке, коллектив университета), а не наличия симпатии или антипатии [2, с. 322].

Приведённая выше классификация социальных групп базируется на социально значимых признаках самих групп, однако возможна классификация и на основании содержательных аспектов социальных процессов. В таком случае социальные группы делят на группы, образованные по аскриптивному признаку (территориальные, группы родства, социально-демографические группы); статусные (профессиональные) группы, возникшие в результате разделения труда; целевые группы (организованные для решения каких-либо задач) – хозяйственные, политические, просветительские и т.д. [2, с. 318].

Таким образом, в данном модуле рассмотрены социальные общности и социальные группы как элементы социокультурной системы.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Елсуков, А.Н. Социология: краткий курс: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / А.Н. Елсуков. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 128 с.

2. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфиндиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

3. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

4. Абель, Т. Социология / Т. Абель. – 2-е изд. – М.: Вузовская книга, 2003. – 189 с.

5. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: