Социология молодёжи

В конце 60-х г. ХХ ст. среди учёных социологов повысился интерес к молодёжи как социально-демографической группе населения, это было связано с массовыми молодёжными движениями, прокатившимися по всем индустриально развитым странам мира. Неформальные молодёжные протестные группы не только отвергали многие традиционные представления об обществе, социальном прогрессе, особенностях и предназначении культуры и образования, но и поставили перед властными структурами вопросы экономической и политической самостоятельности молодёжи, её права на выбор ценностных ориентиров и идеалов. Ответом на вызов времени стало бурное развитие социологии молодёжи как самостоятельной отрасли социологии, что нашло отражение в создании в 1970 г. специального исследовательского комитета в структуре Международной социологической ассоциации [1, с. 230].

Социология молодёжи – это специальная социологическая теория, предметом которой является молодёжь как социально-демографическая группа, её место в структуре общества, роль в общественном воспроизводстве, особенности её создания и поведения, взаимосвязь с другими группами общества.

Исходные принципы социологии молодёжи заложены в работах
Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера. Среди белорусских социологов социологию молодёжи изучали: Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова, В.И. Русецкая, Е.А. Борковская, С.Н. Бурова и др. [2, с. 383].

Основные направления социологии молодёжи:

– психоаналитическое направление (К. Юнг, Э. Эриксон);

– структурно-функциональное направление (Ш. Айзенштадт, Ф. Малер);

– культурологическое направление (А. Шюц);

– рискологическое направление (К. Уолас);

– социальное направление (В. Чупров, Ю. Зубок);

– ювенологическое направление (В. Адамски, Л. Розенайр, Ф. Малер) [3, с. 130].

Прежде всего, в рамках социологии молодёжи дискуссируется проблема о том, какую категорию населения называть «молодёжью». В отечественной социологии возрастные рамки молодёжи определялись возрастом 18 – 30 лет, в то же время в западной социологии это 16 – 35 лет. Многие социологи (например, С.Н. Иконникова) отмечают, что неверно считать молодёжь внесоциальной, внеисторической категорией, а лишь возрастной фазой. Социологи отмечают, что для данной социальной группы характерны определённые особенные черты, например, молодёжь активно участвует в процессе социализации, не только копируя образцы поведения, но и внося в них своё содержание под воздействием меняющихся условий жизни [2, с. 383]. Особое положение молодёжи как социальной группы обусловлено также тем, что значительная часть молодёжи не обладает ещё в полном смысле собственным социальным положением (учащиеся, студенты) и характеризуется либо социальным статусом родителей (из семьи рабочих, учителей), либо своим будущим статусом, связанным с профессией (будущие учителя, врачи). Кроме того, для анализа молодёжи как социальной группы, важна принадлежность к различным молодёжным движениям и группировкам (хиппи, рокеры и др.). Специфика развития молодёжи обусловлена поэтапными, соответствующими возрасту социальными изменениями. Молодежь как социальная группа характеризуется становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающемся в специфических формах её жизнедеятельности [1, с. 234].

Предметом изучения белорусских социологов являются стратегии экономического поведения молодёжи, ценностные ориентации современной молодёжи, функции молодёжи в обществе и т.д. Например, социолог Е.М. Бабосов считает, что функциями молодёжи в обществе являются:
1) социализационная; 2) воспроизводственная; 3) трансляционная, 4) инновационная [1, с. 234].

Для современной молодёжи характерны следующие стратегии экономического поведения:

1. Стратегия прагматического экономического поведения (базируется на отношении к работе как к источнику исключительно только материального благополучия). По данным социологов, она свойственна 92% опрошенных молодых людей. Носители такой стратегии легко меняют род занятий, рассчитывают больше на собственные силы, а не государственную поддержку, без труда вписываются в рыночные отношения.

2. Безразлично-конформистская стратегия экономического поведения характерна для меньшей группы опрошенных социологами молодых людей. Для её носителей работа вообще не представляет реальной ценности. Главный их жизненный принцип: все работы одинаковы, а лучше вообще не работать. Представители этой категории ориентированы на нетрудовые ценности, с лёгкостью меняют профессию и вид деятельности, так как не обладают профессиональными привязанностями и амбициями. Каждый пятый из опрошенных молодых людей (20%) считает, что работа – это неприятная обязанность, а если её и выполнять, то она должна быть лёгкой, чистой и давать возможность спокойной жизни.

3. Третий тип стратегии экономического поведения – профессионально-трудовой. Для молодых людей – приверженцев этой стратегии характерна ориентированность на работу как средство раскрытия и развития личностных способностей, профессионального роста, утверждения в обществе. Они стремятся к такой работе, которая была бы любимым делом (61%), вызывала уважение знакомых и близких (44%), давала возможность развить свои способности (43%), приносила пользу обществу (42%) [1, с. 240].

Исследуя социальную мобильность современной молодёжи, белорусские социологи пришли к выводу, что сельскохозяйственная страта потеряла привлекательность для молодых людей. Во всех социальных стратах удельный вес оттока из страты намного превышает процент оставшихся в родительской страте, т.е. усилилась интенсивность мобильности. Кроме того, резко повысился уровень восходящей мобильности, т.е. подъём юношей и девушек к более высокому социальному статусу. Это существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов в белорусском обществе [1, с. 244].

Таким образом, роль и значение молодёжи в социальной структуре белорусского общества обусловлены следующими факторами: 1) молодёжь является крупной социально-демографической группой и составляет значительную часть трудоспособного населения; 2) молодёжь – это носитель интеллектуального и физического потенциала общества; 3) молодёжь представляет собой самую мобильную и перспективную социальную группу [4, с. 98].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: