1. Соотнесите специальные социологические теории и их краткое описание:
1) экономическая социология | а) занимается социологическим анализом процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе её развёртывания между включёнными в трудовой процесс людьми; |
2) социология труда | б) изучает социальные закономерности экономического развития общества, социальную эффективность экономических решений и экономическую эффективность социальных решений; |
3) социология молодёжи | в) исследует личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определённой системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений; |
4) социология личности | г) изучает молодёжь как своеобразную социальную группу, её социально-демографические характеристики, процессы социализации молодёжи, формирования ценностных ориентаций, характер и направленность её социальной мобильности, выполнение социальных ролей молодёжью и т.д. |
2. Отметьте правильное определение термина «прикладная социология»:
|
|
а) это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений;
б) это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определённых социальных отношений и в определённых исторических условиях;
в) это специальная социологическая дисциплина, изучающая этнические и национальные общности как сложные, динамически развивающиеся социальные системы в их взаимодействии с динамикой социальной структуры общества, с происходящими в обществе политическими, экономическими, социокультурными процессами и миграцией населения, особенности этнической идентификации, социальной детерминированности национального сознания и межнациональных отношений;
г) это направление в социологии, которое выясняет место и роль образования в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой, определяет социальное положение и общественную роль учителя в обучении и воспитании подрастающего поколения.
|
|
3. Соотнесите вид прикладного социологического исследования и его описание:
1) пилотажное социологическое исследование | а) Вид прикладного социологического исследования, ориентирован на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик; |
2) описательное социологическое исследование | б) Это пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надёжности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. |
3) аналитическое социологическое исследование | в) это исследование, цель которого не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обуславливающих его сущность. |
4. Соотнесите типы социологических исследований и критерии их типологизации:
1) В зависимости от масштаба и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных; | а) монографическое исследование, точечное исследование; |
2) в зависимости от того, какое состояние объекта принимается для рассмотрения (динамическое или статическое); | б) пилотажное, описательное, аналитическое исследование; |
3) повторные социологические исследования; | в) межстрановое, межгосударственное, межкультурное, межсоциентальное; |
4) сравнительные социологические исследования (когда сравниваются регионы, разные экономические системы и др.) | г) трендовое, панельное, лонгитюдное исследование. |