Что в социологии означает понятие «контент-анализ»?

а) это совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала;

б) это вид анализа, направленный на извлечение социологической информации из больших массивов документов;

в) процедура присвоения наблюдаемым объектам некоторых символов и чисел, отражающих наличие или степень выраженности у них определённого качества;

г) письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирования.

10. Программа социологического исследования выполняет три основные функции. Отметьте ту функцию, которую она не выполняет:

а) теоретико-методологическую;

б) методическую;

в) организационную;

г) идеологическую.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Определение социологии, её объекта, предмета и метода.

2. Функции и структура социологического знания.

3. Место социологии в системе наук.

4. Становление научной социологии в XIX ст. Классический этап развития социологии:

5. Западная социология в ХХ ст.

6. Развитие социологии в Беларуси и России.

7. Постнеклассический этап развития социологии: от модерна к концепциям постмодерна.

8. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

9. Культура как социальное явление

10. Способы организации общества и типы культур.

11. Понятие культурного развития культурной деградации.

12. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма “социального поведения”, символического интеракционизма, конфликта).

13. Социальные статусы и роли личности.

14. Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации.

15. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.).

16. Социальные общности, социальные группы.

17. Социальная стратификация: многообразие моделей.

18. Социальная структура белорусского общества.

19. Социальная мобильность.

20. Социальные группы: типология, коммуникационные связи в группах.

21. Институционализация социальных связей и отношений.

22. Структура, функции, цели и задачи социальных институтов, их типология.

23. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.

24. Основные конфликтные теории в XX ст.

25. Этапы возникновения и развития социального конфликта.

26. Социальная деятельность и социальное поведение.

27. Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля.

28. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей.

29. Девиантное поведение и аномия.

30. Социальные процессы.

31. Социальный прогресс и регресс.

32. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура.

33. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент.

34. Место отраслевых социологий и специальных социологических теорий в структуре социологических знаний и их соотношение.

35. Программа социологического исследования, её структура.

36. Социология студенчества.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Анкета – упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощённый в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследователем проблеме.

Анкетный опрос – один из методов сбора первичной информации в социологии, в процессе которого социолог обращается к респондентам с вопросами (в форме анкеты) с целью получения интересующих его сведений, которые фиксируются в письменной форме.

Валидность – мера пригодности методики для решения определённых исследовательских задач. Высокая валидность свидетельствует о том, что выявленные методикой индивидуальные особенности респондентов в данной социально однородной выборке действительно имеют существенное значение для диагноза и прогноза их проведения и эффективности деятельности в предусматриваемых ситуациях и условиях.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Выборка – группа людей, которая имеет наиболее типичные для генеральной совокупности социальные характеристики и на которой проводятся социологические исследования.

Генеральная совокупность – полная совокупность объектов, имеющих отношение к проблеме.

Гипотеза в социологическом исследовании – форма предположения или допущения об изучаемом социальном объекте, его структуре, особенностях, изменениях и т.п., выдвигаемого для объяснения какого-либо процесса или явления и требующего верификации, т.е. проверки опытным путём.

Достигаемый статус – положение, которое человек приобретает в обществе собственными усилиями, благодаря собственной настойчивости, целеустремлённости и которое является вознаграждением данного индивида за его успехи, заслуги и т.д.

Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях, нормах личности, её готовность к действию.

Индивид – это отдельный человек как биосоциальное существо, особь.

Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.

Институционализация – процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов деятельности, социальных институтов и ролей, приведения их в систему, способную действовать в направлении интеграции и координации поведения различных индивидов, групп, общностей.

Инструментарий социологический – определённый набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).

Исследование прикладное – вид социологического исследования, ориентированного на получение первичной социологической информации и установление адекватности методики сбора данных особенностей изучаемого объекта к последовательным задачам исследования.

Конфликт абсолютный – тип конфликтного взаимодействия, цель которого состоит не во взаимном урегулировании возникших разногласий, а в полном подавлении и тотальном истреблении противника. В конфликтах такого типа возможность согласия сторон сведена к минимуму, а борьба прекращается только в случае полного уничтожения одного или обоих соперников.

Конфликт деструктивный – разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к её разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессиональных действий руководителей или их подчинённых, а также неверных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, поступков тех и других.

Конфликт институциональный – институционализированное, т.е. введённое в рамки действующих в данном обществе социальных институтов (право, государство и т.п.) конфликтное противоборство, цель которого состоит не в разрушительной, изнурительной и дорогостоящей борьбе с соперником, а в поисках возможностей для согласия сторон, для взаимного урегулирования возникших разногласий.

Конфликт конструктивный – тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, её адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливается сплочённость её членов и их единство.

Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующихся противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, движений, стран), обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций и ориентированный на достижение вознаграждения путём навязывания своей воли, подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения соперника, стремящегося добиться того же вознаграждения.

Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, его духовном мире.

Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социокультурным группам и выражающий их представление о прекрасном, желательном, должном и т.д.

Культурный образец – устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с социальной и природной средой, обусловленная культурными нормами, определёнными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по которым оцениваются действия индивида или группы или их связи с окружающим миром.

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нём социальных черт, образовавшихся в результате прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми.

Мнение общественное – такое проявление общественного сознания, в котором выражаются отношения больших социальных групп (профессиональных, демографических и т.д.) к актуальным проблемам, процессам и явлениям, представляющим общественный интерес.

Народность – исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в процессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации.

Наука – специфическая сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой – выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.

Общество – это целостная система, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей, состоящая из элементов, обладающая пространственными и временными границами своего существования.

Образование – одно из наиболее значимых средств социального воспроизводства общества и человека, одновременно процесс и результат усвоения людьми, в первую очередь детьми, подростками, систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности, функционирующее в качестве специфического социального института, взаимодействующего с основными подсистемами общества – экономической, социальной, политической, духовной.

Отношения социальные – совокупность многообразных связей, возникающих между индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.

Племя – такая природно-социальная общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупность двух или нескольких родов, отличается от других племён своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Политика – социальный институт, посредством которого завоёвываются и реализуются властные отношения в обществе, осуществляется социальный контроль, происходит мобилизация и организация коллективных действий ради достижения общих целей и решения вытекающих из них задач управления страной либо общественно-политическим движением.

Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.

Психологизм – методологическая ориентация, присущая некоторым направлениям современной социологии и состоящая в стремлении объяснить социальные явления и процессы лишь на основе психологических данных.

Санкции – этонаказания и поощрения, применяемые к индивиду (группе) и способствующие соблюдению социальных норм.

Символический интеракционизм – теоретико-методологическое направление в современной западной социологии, сосредотачивающееся преимущественно на анализе символических аспектов социальных взаимодействий.

Соперничество – такой тип социального взаимодействия, при котором достижение цели одним индивидом или группой затрудняет или исключает осуществление своих целей другими участниками.

Сотрудничество – такой тип социального взаимодействия, при котором продвижение каждого партнёра (индивида, группы) к своей цели способствует или, по крайней мере, как минимум, не препятствует реализации целей остальных партнёров.

Социализация личности – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств и черт, усвоения общественного опыта. Социализация – двусторонний процесс, с её помощью осуществляется как вхождение индивида в социальную среду, так и активный процесс воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счёт активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Социальная дифференциация – расслоение общества на различные группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способное привести к соперничеству и конфликтам.

Социальная инженерия – отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления социальными объектами.

Социальная норма – совокупность стандартов, правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласованных действий, их оценки и регулирования.

Социальная стратификация – дифференциация людей и их социальных групп на социальные страты, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д.

Социальная установка – целостное психическое явление, в котором действительность отражается в соответствии с потребностями индивида, вследствие чего активность человека носит целесообразный характер.

Социальное движение – массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп (слоёв), связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением материальных и духовных потребностей и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими группами.

Социальное управление – основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сферы или определённые звенья (предприятия, фирмы, банки и т.д.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.

Социальные предписания – запрет или разрешение что-либо делать, обращённые к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный институт – сравнительно высокоорганизованная система социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчивой социальной структурой, глубокой интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью их функций, осуществляемых посредством рационально установленных и целесообразно ориентированных стандартов поведения, предопределённых содержанием решаемой социальной задачи.

Социальный контроль – способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие её компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

Социальный статус – соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением и т.д.

Социология – наука о социальных общностях, личностях, социальных институтах, социальных процессах, законах и механизмах становления, функционирования и развития общества как социальной системы.

Социология личности – специальная социологическая дисциплина, которая изучает личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определённой системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений.

Социология молодёжи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает молодёжь как своеобразную социальную группу, её социально-демографические характеристики, процессы социализации молодёжи, формирования ценностных ориентаций, характер и направленность её социальной мобильности, выполнение социальных ролей молодёжью и т.д.

Социология труда – это отраслевая социологическая дисциплина, которая занимается социологическим анализом процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе её развёртывания между включёнными в трудовой процесс людьми.

Социокультурная система – целостный, динамично развивающийся общественный организм, включающий в себя: деятельность людей по созданию и применению ценностей, норм, идеалов культуры; совокупность таких норм, воплощаемых в искусстве, морали, философии, науке, религии; организации и учреждения культуры; средства массовой информации.

Статусный набор – вся совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии её взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения ею своих прав и обязанностей.

Субкультура – система смыслов, ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, образцов и стереотипов поведения, создаваемых социальной группой, занимающей, как правило, не главенствующую, подчинённую социально-структурную позицию в обществе, возникающая в качестве реакции на доминирующую систему ценностей.

Ценностные ориентации – гибкая форма включения общественных ценностей в механизм действий и поведения индивида.

Эмпирическое исследование – установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов.

Э кономическая социология – отраслевая социологическая дисциплина, которая изучает социальные закономерности экономического развития общества, социальную эффективность экономических решений и экономическую эффективность социальных решений.

Этнос – специфическая природно-социальная и антропологическая общность людей, возникающая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры, религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания (этнонима), который трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу «мы – они».

Этносоциология – область социологии, изучающая генезис, сущность и общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывающая основные принципы их исследования.

Этнонациональная политика – совокупность мер, направленных на обеспечение реального равноправия этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности – экономической, социальной, политической, культурной, бытовой, реализацию и защиту равноправного правового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия.

Этноцентризм – совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта в сфере этнонациональных отношений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянов, Л.Я. Социология: что она знает и может / Л.Я. Аверьянов. – М.: Социолог, 1993. – 120 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

3. Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 416 с.

4. Бабосов, Е.М. Социология управления: пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Тетра-Системс, 2010. – 272с.

5. Бабосов, Е.М. Социология: учеб.-метод. комплекс / Е.М. Бабосов, Е.П. Сапелкин. – Минск: Технопринт, 2001. – 407 с.

6. Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 350 с.

7. Бабосов, Е.М. Экономическая социология: учеб. пособие для студентов вузов экон. и социолог. спец. / Е.М. Бабосов. – Минск: Технопринт, 2004. – 334 с.

8. Безнюк, Д.К. Социология религии: пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 05 «Социология» / Д.К. Безнюк. – Минск: БГУ, 2009. – 191 с.

9. Бельский, В.Ю. Социология для юристов: учеб. пособие /
В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2006. – 398 с.

10. Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: пер. с англ. / П.Л. Бергер. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 168 с.

11. Беспалый, В.О. Социология права: учеб.-метод. комплекс /
В.О. Беспалый. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 175 с.

12. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М.: Socio-Logos, 1993. – 335 с.

13. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 453 с.

14. Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: учеб. пособие для студентов и аспирантов / И.А. Бутенко. – М.: Высш. шк., 1989. – 176 с.

15. Волков, Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 374с.

16. Воронцов, А.В. История социологии. XIX – начало XX века: учеб. пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 1. Западная социология /
А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 423 с.

17. Воронцов, А.В. История социологии. XIX – начало XX века: учеб. пособие для студентов вузов. В 2 ч. Ч. 2. Русская социология /
А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 477 с.

18. Галко, И.К. Социология. Социология права: лекционные материалы / И.К. Галко, С.Ф. Сокол. – Барановичи: Баранович. укрупнённая типография, 1999. – 268 с.

19. Голубева, Г.А. Социология: учеб. пособие / Г.А. Голубева,
А.В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.

20. Гофман, А.Б. 7 лекций по истории социологии: учеб. пособие / А.Б. Гофман. – М.: Кн. Дом ун-т, 2000. – 211 с.

21. Громов, И.А. Западная теоретическая социология: [монография] / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: Ольга, 1996. – 286 с.

22. Гуцаленко, Л.А. Социология конкуренции. / Л.А. Гуцаленко; под науч. ред. А.Н. Данилова. – Минск: Право и экономика, 2007. – 236 с.

23. Гуцаленко, Л.А. Человек – мера добра и зла / Л.А. Гуцаленко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 546 с.

24. Данилов, А.Н. Социология в Белорусском государственном университете: история, факты, документы / А.Н. Данилов, А.Н. Елсуков,
Д.Г. Ротман. – Минск: БГУ, 2006. – 144 с.

25. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 1. Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.

26. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 2. Социальная структура и стратификация / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 535 с.

27. Добреньков, В.И. Социология: учебник. В 3-х т. Т. 3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:
ИНФРА-М, 2000. – 519 с.

28. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В.И. Добреньков,
А.И. Кравченко; Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.:
ИНФРА-М, 2007. – 623 с.

29. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006;
2008. – 767 с.

30. Доган, М. Сравнительная политическая социология: пер. с англ. / М. Доган, Д. Пеласси. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 272 с.

31. Дорин, А.В. Экономическая социология: учеб. пособие /
А.В. Дорин. – Минск: ИП Экоперспектива, 1997. – 254 c.

32. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов; Белгосуниверситет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 209 с.

33. Елсуков, А.Н. Краткий курс теоретической социологии: учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 127 с.

34. Елсуков, А.Н. Основы социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: РИПО, 2009. – 330 с.

35. Зеленов, Л.А. Социология города: учеб. пособие для студ. вузов / Л.А. Зеленов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 182 с.

36. Информационное поле Республики Беларусь. Структура и подходы к изучению. Формирование и развитие / В.В. Правдивец, Д.Г. Ротман, В.В. Русакевич. – Минск: Зималетто, 2009. – 184 с.

37. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Ин-т соц.-полит. исслед. РАН; отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 576 с.

38. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.]; под ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1997. – 381 с.

39. Как провести социологическое исследование: в помощь идеологическому активу / под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1990. – 288 с.

40. Касьянов, В.В. Социология: Экзаменационные ответы /
В.В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 287 с.

41. Касьянов, В.В. Социология: учеб. пособие / В.В. Касьянов,
В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Март, 2000. – 511с.

42. Кечина, Е.А. Социология и статистика: методология взаимодействия и развития / Е.А. Кечина. – Минск: РИВШ, 2008. – 252 с.

43. Кравченко, А.И. Введение в социологию: учеб. пособие /
А.И. Кравченко. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

44. Кравченко, А.И. Социология: справ. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Моск. лицей, 1996. – 368 с.

45. Кравченко, А.И. Социология: учеб. для студентов вузов /
А.И. Кравченко. – М.: Академ. Проект; Логос, 1999. – 382 с.

46. Кравченко, А.И. Социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2002. – 415 с.

47. Кравченко, А.И. Социология: учебник по социологии для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" /
А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2005; 2006. – 534 с.

48. Кравченко, А.И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений / А.И. Кравченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.; Екатеринбург: Академ. проект; Деловая книга, 2003. – 430 с.

49. Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: учеб. для студентов вузов / А.И. Кравченко. – М.: Логос, 2002. – 640 с.

50. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для юрид. фак. и ин-тов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. – М.: Юристь, 1995. – 303 с.

51. Курилович, Н.В. Гендерный анализ средств массовой информации: методологический аспект / Н.В. Курилович. – Минск: Право и экономика, 2010. – 169 с.

52. Кучко, Е.Е. Социология инноваций / Е.Е. Кучко. – Минск: Право и экономика. 2009. – 340 с.

53. Лапина, С.В. Социология: курс лекций. Ч. 1 / С.В. Лапина. – 3-е изд., стереотип. – Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2005. – 140 с.

54. Лапина, С.В. Социология: курс лекций. Ч. 2 / С.В. Лапина. – 3-е изд., стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте РБ, 2005. – 195 с.

55. Луков, В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Луков. – 6-е изд., испр. – М.: Изд-во МГУ: Флинта, 2006. – 239 с.

56. Мендра, А. Основы социологии: учеб. пособие для вузов /
А. Мендра. – М.: NOTA BENE, 1999. – 342 с.

57. Немировский, В.Г. История социологии: учеб. пособие для студентов вузов при изучении социогуманитарных дисциплин / В.Г. Немировский. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 318 с.

58. Нечаев, В.Я. Социология образования / В.Я. Нечаев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 199 с.

59. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 271 с.

60. Политическая социология / отв. ред. Г.П. Сопов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 637 с.

61. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 317 с.

62. Ротман, Д.Г. Избранное / Д.Г. Ротман. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 386 с.

63. Соколова, Г.Н. Трансформационные процессы в Беларуси и России: социальный аспект / Г.Н. Соколова, Н.Н. Сечко, Е.В. Таранова; Национальная академия наук Беларуси, Институт социологии. – Минск, 2009. – 223 с.

64. Соколова, Г.Н. Экономическая социология: учебник / Г.Н. Соколова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Минск: Филинъ; Бел. навука, 2000. – 375 с.

65. Соколова, Г.Н. Экономическая социология: Вопросы и ответы: справ. пособие / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. – 3-е изд., дораб. и доп. – Минск: Промпечать, 2001. – 100 с.

66. Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. – 295 с.

67. Смелзер, Н. Социология: учеб. пособие; пер. с англ. / Н. Смелзер. – Феникс: М., 1994. – 687 с.

68. Социальные системы. Формализация и компьютерное моделирование: учеб. пособие / А.К. Гуц [и др.]. – Омск: ОмГУ, 2000. – 159 с.

69. Социология: Курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Г. Волков [и др.]; отв. ред. Ю.Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 511 с.

70. Социология: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / авт.-сост. И.Г. Широкова. – М.: ПРИОР, 1999. – 91 с.

71. Социология: наука об обществе: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: Рубикон, 1996. – 686 с.

72. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей [Частное учреждение образования «Минский институт управления»]. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 200 с.

73. Социология: учеб. пособие / общ. ред. Э.В. Тадевосяна. – М.: Знание, 1995. – 271с.

74. Социология: типовая учеб. программа для высших учеб. заведений / сост.: Е.М. Бабосов [и др.]; под ред. Л.Г. Титаренко, Г.Н. Соколовой. – Минск: РИВШ, 2008. – 32 с.

75. Социология: учеб. пособие для вузов / А.Н. Елсуков [и др.]; под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Тетра-Системс, 1998. – 560с.

76. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., испр. – Минск: ТетраСистемс, 2000; 2001. – 542 с.

77. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 4-е изд., стереотип. – Минск: ТетраСистемс, 2003; 2004. – 542 с.

78. Социология: монография / Г.В. Осипов [и др.]. – М.: Мысль, 1990. – 447 с.

79. Социология. Основы общей теории: учеб. пособие / Г.В. Осипов [и др.]; под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.

80. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: учебник / Л.Г. Судас, М.В. Юрасова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 271 с.

81. Тадевосян, Э.В. Социология: учеб. пособие / Э.В. Тадевосян. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: Знание, 1999. – 272 с.

82. Титаренко, Л.Г. Национальная идентичность и социокультурные ценности населения в современном белорусском обществе / Л.Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2006. – 145 с.

83. Титаренко, Л.Г. Социология общественного мнения: учеб.-метод. комплекс для слушателей повышения квалификации и переподготовки / Л.Г. Титаренко, М.Г. Волнистая. – Минск: РИВШ, 2009. – 204 с.

84. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л.Г. Титаренко. – Минск: БГУ, 2004. – 205 с.

85. Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии: курс лекций /
Ю.Н. Толстова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 224 с.

86. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: учеб. пособие для студентов вузов / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей; Юрайт, 1999. – 510 с.

87. Украинец, П.П. Социология управления: учеб.-метод. комплекс для студентов факультета философии и социальных наук специальности 1-23 01 05 «Социология»/ П.П. Украинец. – Минск: БГУ, 2008. – 327 с.

88. Харчева, В.Г. Основы социологии: учебник для студентов сред. спец. учеб. заведений / В.Г. Харчева. – М.: Логос; Высш. шк., 1999. – 302 с.

89. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д.Г. Ротман [и др.]; под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009. – 231 с.

90. Черняк, Ю.Г. Социальные риски молодежи / Ю.Г. Черняк. –Минск: Право и экономика, 2009. – 160 с.

91. Шикун, А.И. Социологический практикум: учеб. пособие /
А.И. Шикун. – Минск: Амалфея, 2000. – 208 с.

92. Шкурова, Е.В. Развитие межконфессиональных отношений в Республике Беларусь: теоретико-методологический аспект / Е.В. Шкурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 210 с.

93. Штомпка, П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / П. Штомпка. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 416 с.

94. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимания социальной реальности: учеб. для студентов вузов по специальности «Социология» / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998. – 596 с.

95. Яковлев, А.М. Социальная структура общества: учебник / А.М. Яковлев. – М.: Экзамен, 2003. – 383 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: