double arrow

Понятие класса. Социальный класс как реальная и номинальная группа.


Добр, Вол.

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Структуризация означает, что неравенство институализируется, образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями, обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы находят соответствующие способы.

«Стратификация» заимствовано из геологии, но социальные слои переходят один в другой, границы между ними нечетки. В связи с этим важен вопрос, как определять классы.

Класс – большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом.

Класс- большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.( Добр Крав)

Термин введен в научный оборот в начале XIXв. Его распространение отражало изменения в структуре западно-европейских обществ после индустриальных и политических революций конца 18 века. Феодальные ранговые различия начали утрачивать сове значение, в новые, развивающиеся социальные группы – торговые и промышленные капиталисты и городской рабочий класс на новых фабриках и заводах – определялись преимущественно в экономических терминах, на основании владения капиталом, или зависимостью от з/п. Термин применялся к разным обществам (сословным, феодальным), но лучше всего подходит для социального разделения в современных обществах, особенно в индустриальных. Следует отличать социальные классы (основанные на экономическом интересе) от статусных групп (престижностью профессии, культурным положением или происхождением).

Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов и обычно выделяют 3 класса (но многие выделяют 5-6. неосновные классы возникают за счет выделения страт или слоев, лежащих внутри одного из основных классов).:

1. Высший. – из представителей богатых и влиятельных династий. Собственность → прочность положения →вне конкуренции → влияют на экономику и политику → преумножают богатства.

2. Средний – наемные работники – чиновники высшего и среднего уровня, инженеры, преподаватели, руководители среднего звена, мелкие и средние предприниматели. Гарант экономической и социальной стабильности в обществе.

3. Низший – наёмные рабочие, занятые преимущественно физическим трудом, низкооплачиваемая, низкоквалифицированная работа в торговле и сфере услуг. Отсутствие собственности, зависимость от высших классов (от з/п), низкие стандарты жизни.




Социальный класс- относительно устойчивое и однородное общественное образование, к которому можно отнести отдельных людей или семьи, имеющие схожие ценности, стиль жизни, интересы и поведение. (ВД))

Номинальная группа- статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава. (ДК)

Реальная группа- большая социальная группа, члены которой осознают свою принадлежность к ней и способны действовать солидарно. (ДК)

Социологи чаще имеют дело с номинальными группами, т.е. с совокупностями людей, выделяемых по некоторым признакам, имеющим смысл для целей конкретного исследования (например группы по полу, возрасту, уровню дохода или комбинации нескольких таких поддающихся измерению характеристик).

Реальная же группа (ее признаки мы рассмотрим ниже) обладает, как правило, набором характеристик, за которыми скрывается имманентная данному социальному субъекту сущность - характер реальных отношений, связывающих людей между собой. Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т.д.). Они обладают: потребностями и интересами, которые можно измерить; общими социальными нормами; общими цен­ностями; взаимной идентификацией; сходной мотивацией; символами; стилем жизни. Для них характерны самовоспроизводство, отличная от других групп система социальных связей. Системообразующими характеристиками, преобразующими некую совокупность людей в реальную социальную группу (класс, слой), являются потребности и интересы. Под интересами понимаются социально обусловленные потребности - экономические, политические, духовные.



В социологии существуют два подхода к определению социальных классов:

1. Сторонники первого подхода: классы как реальные слои общества, имеющие четкие границы. 2. Приверженцы второго подхода представляют общество как по существу бесклассовое, где классовые различия размыты в силу их непрерывности, социальные классы в культурном отношении довольно одинаковы и просто отражают градации в ранге, а не указывают на строго очерченные социальные группы.

Отличия в концепциях в значительной мере обусловлены разными методами классификации социальных классов. Выделяют три метода: объективный, самооценочный и репутационный.

Объективный метод рассматривает социальный класс как статистическую категорию; это обусловило его название “объективный”, вовсе не означающее, что он более научный или беспристрастный, чем другие два: он объективен в том смысле, что для отнесения индивидов к определенному классу используются численно измеряемые критерии. Чаще всего индивидов относят к социальным классам исходя из их дохода, рода занятий или образования (или комбинации этих показателей), изучают корреляты класса: среднюю продолжительность жизни, психические заболевания, численность браков и разводов, политические взгляды, преступность и т.п. Это самый простой и дешевый метод, поскольку статистические данные можно получить от государственных учреждений. Однако “сырых” статистических данных недостаточно. В повседневной жизни люди оценивают друг друга по целому ряду стандартов, и помимо дохода, рода занятий, образования большое значение имеет смысл, вкладываемый окружающими в эти понятия.

Метод самооценки (называемый также субъективным) заключается в том, что человек идентифицирует социальный класс исходя из своей к нему принадлежности. Исследователи обычно просят респондентов назвать свой социальный класс. Класс рассматривается как социальная категория, т.е. сообщество, в котором индивиды группируются по признаку общности некоторых атрибутов. В этом смысле классовые различия могут соответствовать, а могут и не соответствовать тому, что социологи считают объективными логическими линиями раздела.

Основные преимущества субъективного подхода состоят в том, что его можно применять к изучению больших масс населения; кроме того, он является особенно полезным инструментом для прогнозирования политического поведения, поскольку самооценка человека определяет то, за кого он будет голосовать. Недостатки этого метода сводятся к следующему: класс, с которым человек себя отождествляет, может отражать его устремления, а не состояние в данный момент или оценки окружающих. Кроме того, определяя свое место в классовой структуре, человек обычно использует меньше категорий, чем в случае, когда он имеет дело с реальными людьми и оценивает их на основе более тонких различий.

Репутационный метод состоит в том, что респондентов просят определить положение, занимаемое в обществе другими. Сторонники этого метода рассматривают класс как социальную группу, члены которой ощущают единение и связаны друг с другом относительно стабильными отношениями. Таким образом, определение класса основывается на знании конкретных взаимодействий между людьми.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: