Исторические типы стратификации

ПО Батуренко из лекций. Социальное расслоение – одна из центральных проблем социологии. Различия в собственности, статуса, власти. Для описания неравенства используются теории социальной стратификации.

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Каждая страта включает только тех, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование, престиж.

Если рассматривать историю как смену одних обществ другими, то все общества стратифицированы, но с разной степенью жесткости. Всего 4 основные системы стратификации:

ü рабство (крайняя форма неравенства, при которой одни люди владеют другими как собственностью; как формальный институт было постепенно истреблено, есть проблемы в современном обществе с нелегальной работорговлей),

ü касты (культуры Индии, вера в повторное рождение, люди, которые не выполняют обязанности своей касты при перерождении окажутся в более низкой касте; одна из древнейших;)

ü сословия (характерны для многих традиционных цивилизаций, включая Европу. высшее сословие – аристократия и мелкопоместное дворянство, 2 – служители церкви, 3 – простолюдины)

ü классы (большие группы людей, обладающих сходными экономическими ресурсами; характерна для современных обществ и является самой открытой)

Добреньков Социология.

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранялось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в ХIХ в.

Рабство-экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Все высокоразвитые цивилизации (и это определение надо особо подчеркнуть: высокоразвитые) начинали с института рабства. Оно основано на завоеваниях.

Рабство - более сложное явление, чем это принято думать. В античности термином <раб> обозначали скорее род занятия, нежели статус. Наши предки считали унизительным работать на других. Поступать так означало потерять свободу, стать в каком-то отношении зависимым от этих других. Даже работа за плату считалась недостойной. Латинское слово для обозначения раба <серв> (servus) именовало человека, занимающегося обслуживанием других помимо своей воли. Тогда еще не было работы по контракту. Рабство и принудительные услуги являлись синонимами. Рабство стало рушиться с приходом контрактного труда.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

? При патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

? При классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина (<говорящим орудием>).

Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Руси Х-ХII вв. - к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным, рабством. Третий источник - преступники. В средневековом Китае на положении рабов оказывались преступники.

На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Рабовладение - единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Наследуемым было только рабство завоевательное. Оно относится к групповому, в то время, как долговое - к индивидуальному.

Специалисты выделяют шесть видов институционального группового рабства:

1. Женское рабство: из числа завоеванных иноплеменников в живых оставляли только женщин, используя их в качестве жен, наложниц, прислуги.

2. Домашнее рабство: покоренных иноплеменников держали в качестве младших членов семьи.

3. Ремесленное рабство: из покоренного племени отбирали только квалифицированных людей, используя их в качестве рабов-ремесленников, привозивших товары для рынка и тем самым доставлявших хозяину прибыль.

4. Рабство-солдатчина - из покоренного племени отбирали здоровых, умелых, воинственных мужчин, превращая их в <пушечное мясо>.

5. Административное рабство - специально обученный контингент рабов использовался в качестве управляющих имениями.

6. Аграрное рабство: подневольный труд на латифундиях и плантациях. Иначе оно называлось крепостничеством1.

Крепостничество трактуют двояко: 1) как разновидность рабства, 2) как специфический, более мягкий тип рабства.

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.

Термин <каста> позаимствован из португальского и испанского языков, где он обозначает <расу>, <имидж> и <потомство>. Впервые этот термин использовал португальский путешественник в ХVI в., наблюдавший обычаи индийского общества. В самой Индии используется другое слово - <джати> (jati), обозначающее <расу> или любую другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения.

В современной социологической литературе касты трактуются следующим образом.

Каста - группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общим происхождением, браком и профессией. Распространенная в Индии, кастовая система берет начало в античности. Каждая каста имеет собственные обычаи, которые диктуют выполнение профессиональных обязанностей, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каста представляет собой наименьшую эндогамную социальную общность местного населения. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за <своих>. Согласно этой традиции, сексуальные связи женщины с представителями низшей касты караются изгнанием из касты, а половые связи мужчины - снижением социального ранга.

По традиции 3000 каст, существующих в Индии, или джати, группируются в четыре основные варны (на санскрите слово <варна> обозначает <цвет>):

На вершине пирамиды расположены брахманы (священники и ученые), за ними идут кшатрии (воины и правители), вайшьи (купцы и фермеры), шудры (ремесленники, рабочие, слуги и рабы). Представители каждой варны, или класса, считаются ритуально загрязненными. Каждая каста соблюдает очистительные ритуалы, совершаемые в случае нарушения профессиональных, пищевых или социальных табу.

Те, кто загрязнен благодаря своему занятию в наибольшей степени, находится ниже последней варны и называется <неприкасаемыми> (современные названия: Harijans). Поэтому неприкасаемые стоят в системе стратификации на особом месте - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялась 55,3 млн человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения; члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Загрязнение и очищение - ключевые понятия в кастовой системе. Оба понятия базируются на вере индусов в то, что каждая каста может сохранить свой статус только при условии жесткого регулирования контактов с представителями других каст или объектами, которые могут быть нечистыми в ритуальном смысле. Индуистская доктрина кармы и реинкарнации устанавливает серию уровней чистоты сверху вниз от высшей касты браминов через низшую касту шудр до внекастовой страты неприкасаемых. Таков религиозный фундамент крайне ограниченной социальной мобильности, резко отличающей кастовую систему от сословной: отдельному индивиду практически невозможно подняться сверху вниз.

Сословия. Формой стратификации, предшествующей классовой, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по ХIV в., люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Термин estate (`etat) официально употреблялся в дореволюционной Франции, обозначая высшую страту. Сходная ситуация сложилась в других странах Европы. В Британии с конца XVIII в. в ходу был термин order.

В появлении сословий огромную роль сыграли опять же завоевания, начавшиеся еще в неолитическую эпоху - эпоху, когда было изобретено колесо. Мирные землевладельцы оказались беззащитными перед неожиданно нагрянувшей на них хорошо вооруженной конницей кочевников. Кочевники-завоеватели постепенно оседали на покоренных землях и превращались в высшее сословие, управлявшее закрепощенными земледельцами.

Со временем на этих территориях возникли четыре страты: короли и высшая аристократия; низшее дворянство и военные генералы; священники; простые люди. Статус священника мог быть, а мог и не быть наследуемым. Экономической опорой групповой стратификации выступала собственность на землю, которая зависела от статуса владельца, но не наоборот. Размер владения зависел от места той или иной страты в военной иерархии. Крупными землевладельцами становились лишь те, кто являлся крупными военачальниками. Солдаты превращались в мелких независимых землевладельцев.

В нижней части социальной лестницы располагались беззащитные крестьяне. Их статус, как и статус илотов в Спарте, зависел от того, как они относились к завоевателям (иногда становились рабами).

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии.

Сословная система просуществовала более 5000 лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII века не было другой системы, способной бросить вызов сословной. По мере того как новая система набирала силу, старая, сословная, система быстро сходила на нет. За короткий срок - всего за 150 лет - она почти везде исчезла.

В эволюции сословной системы специалисты, в частности Е.Бергель2, выделяют несколько исторических этапов. Великое переселение народов началось во II в. н.э. Этой датой обозначается первый период развития сословной системыв Европе. Переселение народов послужило причиной дезурбанизации Римской империи. Второй период отмечен господством франков, третий - становлением феодализма, а четвертый знаменует современную эпоху. Так, нынешняя Англия представляет собой смесь сословной и кастовой систем. С исчезновением всех форм крепостничества нижняя часть сословной иерархии стала разрушаться. В результате верхние этажи системы стратификации в Англии представлены сословиями, а нижние - классами, одна ее часть отражает прошлое, а другая - настоящее. Но строго говоря, осталось лишь одно сословие - аристократия, которая стратифицируется согласно титулам. Его общая численность - около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств.

КЛАССЫ. Промышленная революция XVIII-XIXвеков разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя. Формировалось индустриальное общество, ему соответствовала новая система стратификации – классовая, характеризующая общество нового типа. Переход от закрытого общества к открытому – люди способны свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия. Великая французская революция (18в) политически закрепила право человека быть равным другим, независимо от соц. Положения. Класс (в узком смысле) – любая социальная страта в совр обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Классовая система гораздо более открытая, т.к. базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу так же определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течении его жизни может изменяться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь. Не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости о рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вниз или вверх по социальной лестнице. Наличие потенциала для возвышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным скатиться вниз по социальной лестнице.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: