Ответы предыдущего курса

Коллективное поведение (англ. – collective behavior) – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников. Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющий собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению. Коллективное поведение характеризуется: спонтанностью (никто не знает, что произошло на самом деле); кратковременностью; эмоциональностью (таким образом люди пытаются выразить эмоции); непредсказуемостью (никто не знает, как будут развиваться события); анонимностью (никто не знает друг друга). Существуют два вида коллективного поведения: 1. Поведение толпы. 2. Массовое поведение.

Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью. Можно выделить несколько видов толпы в зависимости от способа их формирования и поведения. 1) Случайная толпа обладает размытой структурой. 2) Конвенционная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. 3) Экспрессивная толпа. Обычно организуется в целях выражения общих для ее членов эмоций, активность людей в ней сама по себе уже является целью и результатом. Главная отличительная черта экспрессивной толпы – ритмичность выражения эмоций. 4) Действующая толпа (агрессивная, повстанческая, стяжательная, паническая) – это толпа, которая производит действия, имеющие реальные последствия для окружающих (материальный урон, нанесение телесных повреждений). Это политически наиболее опасный вид толпы.

Массовое поведение - тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации. Массовое поведение характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок и ориентации.

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Единицей поведения является социальный акт, действие.

Коллективное действие - согласованное действие группы индивидов для достижения общей социально значимой цели. Коллективное действие - единообразное поведение множества индивидов, обусловленное сходными впечатлениями и одинаковым воздействием окружающей среды.

Формы массового поведения (действия). 1. Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности повышенной возбудимости и страха, вызванная необоснованными слухами (страх перед новыми террористическими актами после 11 сентября 2001 г.; страх перед возможным развязыванием ядерной войны в период «холодной войны» между США и СССР). 2. Слухи – быстро распространяющиеся сведения, достоверность которых не установлена. Слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям. По их содержанию: политические, экономические, экологические. По типу происхождения: спонтанные, преднамеренные. По временной ориентации: касающиеся прошлого, предсказывающие будущее. По отношению к реальности: рациональные, фантастические. По эмоциональным потребностям людей: слух-мечта (отражает надежды и стремления); слух-пугало (выражает распространенные в обществе страхи и тревоги); слух-разделитель (отражает предрассудки по отношению к другим социальным группам); Г. Олпорт и Л. Постман сформулировали основной закон слухов: «Интенсивность слухов зависит от важности темы для аудитории и степени информационной неопределенности в аудитории относительно данной темы». 3. Мода– увлечение определенными стилями в одежде, украшениях, внешности, которые носят циклический характер. Мода может охватывать любой аспект групповой жизни – искусство, литературу, философию и даже методологию наук, но чаще всего проявляется в одежде и украшениях. Мода отражает доминирующие интересы и ценности общества в какой-либо промежуток времени. Например, в 16-17 вв. быть полным было модным, так как толщина была признаком здоровья и богатства. В 18 в. одежда отражала витиеватую культуру высшего класса, а утонченный стиль Викторианской эпохи отражал Викторианскую жеманность. 4. Мания – это увлечение, которое носит навязчивый характер, становится наваждением для его последователей. Например, увлечение экстрасенсами (телевизионные передачи с участием Кашпировского и Чумака смотрела вся страна), популярность латиноамериканских сериалов. Поскольку мания охватывает только небольшие части населения и является относительно временной озабоченностью чем-либо, она быстро изживает себя. 5. Общественное мнение – особое состояние реального сознания масс, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно значимым вопросам. 6. Паника – такая форма массового действия, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют не координированные реакции, часто мешая и травмируя друг друга. 7. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально-возбужденной толпой против собственности или личности. 8. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута, восстание). 9. Организованный протест. 10. Демонстрация – временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту или против чего-то.


29. Понятие социализации. Основные теории социализации.

Осипов Москвичев

Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

Основные тенденции и формы социализации. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.

Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоциализацию и социализацию пожилых людей. Наряду с понятием «ресоциализация» в научной литературе встречается также понятие «десоциализация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).

Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.

По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

В концепции 3. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет — сепсомоторная стадия (формирование способности к сохраннению в памяти образов предметов окружающего мира);

2—7 лет— предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений);

7—11 лет — стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);

12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

К числу универсальных следует отнести концепции Э. Эриксона и Л. Колберга.

Идеи 3. Фрейда были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном. Он предложил внести критерии психического развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными:

Доверие — недоверие — грудной возраст,

Автономия — сомнение — возраст 1—2 лет;

Инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет.

Трудолюбие — неполноценность — младший школьный возраст (6—11 лет);

Идентификация — диффузия — юность (12—18 лет);

Интимность — одиночество — начало взрослого периода;

Творческая активность — застой — средний возраст;

Умиротворение — отчаяние — старость.

В основу выделения стадий социализации американский ученый Л. Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом повелении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убеждения Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота о ближних и т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них.

В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.

Основные моменты, характеризующие содержание концепций социализации:

• социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений;

• социализацию необходимо рассматривать как двусторонний процесс с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация); с другой — как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация);

• процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация);

• процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.);

• агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии;

• в качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).

30. Структура процесса социализации: этапы и механизмы.

Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.). (и применение в дальнейшей деятельности)

Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы.

Этапы социализации.

Большинство концепций, в которых определяются основные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением первичной социализации.

По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

В концепции 3. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и прежде всего сексуальными влечениями Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным суперэго В своем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).

Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет — сепсомоторная стадия (формирование способности к сохраннению в памяти образов предметов окружающего мира);

2—7 лет— предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений);

7—11 лет — стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);

12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

К числу универсальных следует отнести концепции Э. Эриксона и Л. Колберга.

Идеи 3. Фрейда были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном. Он предложил внести критерии психического развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными:

Доверие — недоверие — грудной возраст,

Автономия — сомнение — возраст 1—2 лет;

Инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет.

Трудолюбие — неполноценность — младший школьный возраст (6—11 лет);

Идентификация — диффузия — юность (12—18 лет);

Интимность — одиночество — начало взрослого периода;

Творческая активность — застой — средний возраст;

Умиротворение — отчаяние — старость.

В основу выделения стадий социализации американский ученый Л. Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом повелении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убеждения Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного совершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в том числе служение обществу, забота о ближних и т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них.

В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед за другими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.

Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.

Механизмы социализации. В научной литературе выделяют прежде всего психологические механизмы социализации. Одним из первых это попытался сделать 3. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и идентификация.

В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого» происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.


31. Специфика социологического понимания личности. Социальная типология личности. Ролевая и диспозиционная теории личности.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.2

Чаще всего слова “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность” употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.

В социологии личность определяется, во-первых, как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудовою коллектива или организации и т. д. Проблема социальной природы человека (наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологической теории.

Социальная типология личности. Роберт Мертон (р. 1910) разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам. Все разновидности поведения укладываются, по его мнению, в несколько классов:

1) конформист — лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства;

2) новатор — член общности, достигающий своих целей неинституциональными, в том числе незаконными, средствами;

3) ритуалист — человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность,

4) изолированный тип — личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;

5) мятежник — личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял четыре типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, например крестьянин, воин, политик и пр.); человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением); человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности); человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее же основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном. В интеракционизме Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное

понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.

Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р Линтон описывает прежде всего социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.

Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная

социальная подсистема человеческого действия.

«Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».

Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: во-первых, статус определяет место индивида в социальной системе, го взаимоположение с другими людьми (структурный аспект социальной структуры личности), а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса (позиции); во-вторых, понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Диспозиционная структура личности. На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности. В буквальном смысле диспозиция означает расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо.

Психологическая теория диспозиций принадлежит одному из самых известных и популярных ученых XX в. Гордону Олпорту.

Основные идеи его диспозиционной теории:

«1) каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях.

Следовательно, человек демонстрирует определенное постоянство в своих действиях, мыслях, эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта;

2) каждый человек уникален. В мире невозможно найти людей абсолютно идентичных друг другу».

В социологии основателями диспозиционной теории личности по праву считают американских исследователей Уильяма Томаса (1863—1947) и Флориана Знанецкого (1882—1958). Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» (установка), выражающее направленность личности на тот или иной вектор поведения.

В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается далее В.А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций.

1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей — потребностей в еде, жилище и пр.

2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.

3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.

4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.

В А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

Выделим теперь самое главное в исследовании диспозиционной структуры личности в социологи и социальной психологии:

• на субъективном уровне структурной организации личности формируются диспозиции (как субъективные позиции и установки) и ролевые ожидания;

• диспозиции — это индивидуальные черты, присущие каждой отдельной личности независимо от ее статуса и определяющие общую направленность ее жизненного процесса

(планы, перспективы и т д.);

• в структуру диспозиций личности входят высшие или центральные установки и ценностные ориентации, базовые, или обобщенные, установки и «низшие», или ситуативные, установки;

• согласно концепции диспозиционной регуляции поведения личность осуществляет выбор линии поведения в зависимости от той или иной ситуации; в конкретных ситуациях ей «помогают» простейшие, или элементарные, диспозиции, а в более сложных — обобщенные и высшие.


32. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции.

Добреньков В.И., Кравченко А.И.Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. Глава 12

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и как следствие общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, но он и не стремится к обновлению общества. Эта — задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальные предписания - запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальные нормы представляют собой некие идеальные образцы (шаблоны) предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом, который и определяет два основных типа норм. Первый тип — это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, молодежных тусовках, спортивных командах). Второй тип — это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы — это еще и ожидания: от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. При нарушении правил неизбежны столкновения и беспорядки. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Нормы — стражники ценностей, поэтому члены общества их соблюдают. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно представить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф—) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н—) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других— не требует.


33. Сущность социального конфликта: структура, функции, типология. Способы и технологии разрешения конфликтов.

Осипов Москвичев

В социологии наиболее устоявшимся является подход, рассматривающий конфликт как столкновение интересов взаимодействующих групп (субъектов взаимодействия, а стало быть, и конфликта). Составляющие социальную структуру общества группы имеют не только общие, но и специфические интересы, реализация которых может вызвать противодействие, несогласие, возражение (иначе, контрдействие) преследующих свои цели других групп. Пересечение, несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), создают поле потенциального столкновения, потенциальной борьбы.

Конфликт - столкновение индивидов, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий / противоположных интересов и целей. Социальный конфликт - особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов. Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Участники конфликта: оппоненты (заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Объект конфликта – тот ресурс, на который распространяются интересы сторон.

Симптомами социального конфликта, позволяющими зафиксировать его возникновение и развитие, являются: проявление недовольства в той или иной форме со стороны той или иной взаимодействующей с другими группы, возникновение социальной напряженности, социального беспокойства, поляризация и мобилизация противодействующих сил и организаций, готовность действовать определенным (чаще всего радикальным) образом.

Сам по себе конфликт не есть какой-то временный акт. Его следует рассматривать как своего рода процесс, имеющий определенные стадии (возникновение, созревание, реализация и трансформация конфликта). Любой конфликт имеет свою внутреннюю логику развития, понять которую можно на основе выяснения причин конфликта, сопутствующих ему факторов, уточнения интересов и целей участников (субъектов) конфликта.

Конфликт имеет свое начало и свое завершение. Стадиальный подход в конфликтологии означает, прежде всего, возможность комплексного подхода к разрешению конфликтов с выработкой отдельных методов для каждой стадии развития конфликтов.

В определении механизмов преодоления конфликтов особенно важен точный диагноз того, на какой стадии находится конфликт, как «далеко он зашел» и какие социальные силы вовлек в свою орбиту. Но этим не исчерпывается проблема определения подобных механизмов.

Основные функции конфликта (Л. Козер): -образование групп и поддержание их целостности и границ; -установление и поддержание относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений; -создание и поддержание баланса между противоборствующими сторонами; -стимулирование создания новых форм социального контроля; -создание новых социальных институтов; -получение информации об окружающей среде (а точнее, о социальной реальности, ее недостатках и достоинствах); -социализация и адаптация конкретных индивидов.

Позитивные ф-ции к-та: 1. коммуникативная, 2. функция разрядки напряженности, 3.консолидирующая.

Для преодоления (трансформации) конфликта очень важно учитывать относительную самостоятельность и особенности той сферы общественных отношений, в которой непосредственно возник конфликт.

Таким образом, вырисовывается методология подхода к поиску механизмов преодоления конфликтов: учет общего социального фона (состояния общества и государства), учет специфики сферы возникновения конфликта, учет стадии его протекания. Одно дело — соперник в стабильно функционирующем и развивающемся обществе, другое — в условиях его кризиса, одно дело — локальный конфликт в сфере экономики, другое — в политической сфере, в процессе борьбы за власть, одно дело — начало конфликта (латентная стадия), когда есть еще возможность его предотвратить, другое — его апогей, когда противоборство задействованных в конфликте сил достигает значительной остроты и на повестке дня стоят. Реальное значение и место конфликта в общественной жизни может быть определено на основе выяснения последствий или направленности его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы его жизнедеятельности в определенных временных рамках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: