По характеру противоречий, лежащих в их основе, конфликты могут быть подразделены на антагонистические и неантагонистические, на внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе). Противоречия могут различаться также по сферам их проявления (экономическая сфера, политическая, духовная, межнациональных отношений, внешнеполитическая и т. д.).
Конфликты могут классифицироваться по времени действия (затяжные, скоротечные), по интенсивности, по масштабам действия (региональные, локальные), по формам проявления (мирные и немирные, явные и скрытые) и, наконец, по своим последствиям (позитивные—негативные, конструктивные—деструктивные и т. п.).
Р. Дарендорф обратил внимание при классификации конфликтов на такие моменты, как условия их происхождения и развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, получили в его классификации название эндогенные, внешнего — по отношению к данной системе — получили название экзогенные.
Типология конфликтов по субъекту и социальной среде Стюарта Чейза:
• внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми);
• между семьями;
• между родами и им подобными общностями;
• между территориальными общностями (села, города и т. д.);
• между регионами;
• между руководителями и работниками;
• между различными категориями работников внутри коллектива;
• между политическими партиями;
• между представителями разных конфессий (религиозные конфликты);
• между представителями разных идеологий;
• конкурентная борьба в рамках одной отрасли;
• конкурентная борьба между разными отраслями;
• расовые конфликты;
• соперничество между отдельными народами, которое может проявляться в разных областях, в частности в борьбе за сферы влияния, рынки и т. п.;
• конфликты между различными культурами;
• «холодная война», т. е. война без применения оружия;
• борьба между «Востоком» и «Западом» или «Севером» (развитые капиталистические страны) и «Югом» (развивающиеся страны или страны «третьего мира»).
Одной из разновидностей конфликтов С. Чейз считает конфликты на почве антисемитизма — как проявление антагонизмов религиозного, культурного и расового характера.
Американские социологи К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили свою типологию социальных конфликтов, выделив в ней следующие категории:
• действительные конфликты, т. е. реально происходящие в конкретной социальной среде;
• случайные конфликты, появление которых зависит от ряда преходящих (второстепенных по сути) факторов и противоречий;
• заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое проявление скрытых конфликтов, т. е. не проявляющихся на поверхности общественной жизни;
• конфликты, возникающие в результате плохого знания существующего положения или неудачного применения принципа «разделяй и властвуй»;
• скрытые (латентные) конфликты, или конфликты, развивающиеся исподволь, не заметные сразу. Их участники в силу разных обстоятельств не могут или не хотят заявить о своей открытой борьбе друг с другом;
• фальшивые конфликты, т. е. не имеющие, по сути, объективных оснований. Они возникают в результате неадекватного отражения в групповом или массовом сознании существующих реальностей. (Это, конечно, не означает, что они не могут трансформироваться в действительные конфликты)