Политика в области образования

РФ провозглашает область образования приоритетной. Главные документы, регламентирующие деятельность системы образования России: Закон РФ "Об образовании" (1992, скорректирован в 1996 г.); Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (2005 г.); «КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года»; Приоритетный национальный проект "ОБРАЗОВАНИЕ", анонсированный Президентом РФ в 2005 году. Принципы гос политики в области образования: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.


39. Религия как социокультурный институт. Функции, формы и особенности религии.

Осипов Москвичев

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты.

Религиозные институты главное внимание уделяют усилению социальной солидарности и согласия. Религия – один из пяти основных институтов.

Религия – система верований и обрядов, а) относящихся к священным, т.е. отделенным от других и считающихся запретными, вещам, и б) объединяющую всех тех, кто придерживается этих верований и обрядов, в одну моральную общину, называемую церковью.

Идеология попадает под это определение.

Одной из повелительных потребностей людей является потребность в осознании происходящего, объяснении его и выстраивании своей жизни в соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении. Религиозное сознание отвечает на эту потребность, предлагая человеку, выход за пределы ею земного существования. Эта особенность религии, ее трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем.

Элементами религии являются наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповедание); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры.

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священноеэто те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное)это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер. Таким образом, священное – это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет и даже потенциально опасное – оно выходит за рамки привычного и обыденного.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного Как показал еще Э Дюркгейм, о наличии определенной религии можно говорить в случае, когда вера в священное сочетается с соответствующей практикой сообщества верующих (совершение действий, вытекающих из такой веры, — участие в деятельности религиозного сообщества, выполнение ритуалов, соблюдение запретов и т д)

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал.

Простая вера в сверхъестественное характерна для примитивных, доиндустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей.

Анимистический тип религии признает активную деятельность духов в мире. Эти духи могут существовать в людях, но также и в природных объектах (реках, горах, ветрах), они персонифицированы, наделены человеческими качествами (мотивами, волей, эмоциями) Эти духи не боги, им не поклоняются Общение с ними достигается через магические ритуалы Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам

В основе теистических религий лежит вера в богов. Бог могуществен, он заинтересован в людских делах и заслуживает поклонения.

Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов» Другой формой теизма является монотеизм — вера в единого Бога Эта вера лежит в основе мировых религии — иудаизма, христианства и магометанства Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении Целью является достижение возвышенного состояния бытия и сознания, что позволяет, как полагают их сторонники, полностью реализовать потенциал человека. Цель буддизма — достичь единства с Вселенной через годы медитаций, т с психологического отключения человеком себя от окружающего мира, «освобождения» от него, погружения во внутренний мир с помощью заклинании, для достижения особого (возвышенного) состояния сознания.

Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Социальная функция религии. Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Изучая простейшие формы религии на примере тотемизма австралийских аборигенов,

Э. Дюркгейм констатировал, что тотем — это любой ординарный предмет, или растение, или животное, или представляющий их символ, становящийся священным. Каждый клан организован вокруг своего тотема и носит его имя. Тотем не только священен, но это и символ самого клана как общества. Отсюда вывод: когда люди поклоняются чему-то священному, они, по сути, поклоняются не чему иному, как своему обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: