Образование как социальный институт

Социальный институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей.

Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация

обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с этими социализирующими индивидов агентами, действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация носит по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации — передача культуры и развитие личности.

Функции образования: передача (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализация личности; определение статуса личности; социальный отбор (селекцию), дифференциация членов общества (за счет чего обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры об-ва), индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования; социокультурные инновации, разработка и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: