double arrow

Критерии религиозности Глока и Старка.

1. Религиозное сознание

2. Религиозная деятельность (культ (молитвы) и некульт (преподавание теологии)).

3. Религиозное отношение

4. Религиозные организации (церковь, секта, деноминация, культ)

5.???

Понятия церковь и секта – это идеальные типы разных моделей религиозной организации.

М.Вебер. Критерии: 1) Отношение к миру; 2) Критерий членства; 3) Организационная структура

Критерии Церковь Секта
Отношение к миру Положительное отношение Отрицательное отношение, неприятие
Членство Широкое Узкое
Организационная структура Бюрократическая (организация) Харизматическая (личность)

По мере рутинизации харизмы любая религиозная организация через секту превращается в церковь.

Церковь – учреждение по дарованию благодати.

Секта – волюнтаристское объединение лишь достойных в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добровольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности.

Принадлежность к секте – своего рода нравственный аттестат личности. Принадлежность к церкви – дана человеку от рождения, она обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан.

Фактические различия
Церковь Секта
Консервативна, как тип социальной организации универсальная, стремится охватить всю человеческую жизнь. Относительно небольшие группы, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и непосредственной личной связи между своими членами.
Использовали государство и господствующие слои, включались в качестве составной части в общий порядок, зависели от него Были связаны с низшими слоями общества, они работали внизу, а не шли сверху вниз.
Рассматривает весь мирской порядок как средство и подступ к сверхмирской цели жизни. Ориентируют своих членов непосредственно на сверхмирскую цель жизни и непосредственно с богом связанную аскезу. Противостояние миру и его властям – это принципиальная и общая аскеза.

Р. Нибур вводит понятие деноминации – промежуточной формы между церковью и сектой.

Р. Нибур обратил внимание, что некоторые секты со временем утрачивают типичные для сект черты. Претерпевшие такие изменения баптисты, методисты и некоторые другие религиозные организации не могут считаться церковью. Секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится деноминацией. Деноминация – андер церковь, недоцерковь.

Эти конфессии не могут претендовать на широкий универсализм, тесную связь с широкими слоями общества, приверженными церкви как символу национальной идентичности или преданности государству.

Секта – деноминация – церковь – это этапы развития религиозной организации. Всем этим трем типам свойственно, что в их рамках относительно прочно определены место и роль каждого их члена. В отличии от них «культ» (понятие ввел Г. Беккер)- аморфная религиозная группа, которая выживает благодаря харизматическому лидеру; она держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию. Основные признаки – отсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни.

Культ (также) – начальная фаза новой религии. Требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Примеры: спиритуализм, увлечение НЛО, астрология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: