1. Религиозное сознание
2. Религиозная деятельность (культ (молитвы) и некульт (преподавание теологии)).
3. Религиозное отношение
4. Религиозные организации (церковь, секта, деноминация, культ)
5.???
Понятия церковь и секта – это идеальные типы разных моделей религиозной организации.
М.Вебер. Критерии: 1) Отношение к миру; 2) Критерий членства; 3) Организационная структура
Критерии | Церковь | Секта |
Отношение к миру | Положительное отношение | Отрицательное отношение, неприятие |
Членство | Широкое | Узкое |
Организационная структура | Бюрократическая (организация) | Харизматическая (личность) |
По мере рутинизации харизмы любая религиозная организация через секту превращается в церковь.
Церковь – учреждение по дарованию благодати.
Секта – волюнтаристское объединение лишь достойных в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добровольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности.
|
|
Принадлежность к секте – своего рода нравственный аттестат личности. Принадлежность к церкви – дана человеку от рождения, она обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан.
Фактические различия | |
Церковь | Секта |
Консервативна, как тип социальной организации универсальная, стремится охватить всю человеческую жизнь. | Относительно небольшие группы, которые стремятся к внутреннему совершенству личности и непосредственной личной связи между своими членами. |
Использовали государство и господствующие слои, включались в качестве составной части в общий порядок, зависели от него | Были связаны с низшими слоями общества, они работали внизу, а не шли сверху вниз. |
Рассматривает весь мирской порядок как средство и подступ к сверхмирской цели жизни. | Ориентируют своих членов непосредственно на сверхмирскую цель жизни и непосредственно с богом связанную аскезу. Противостояние миру и его властям – это принципиальная и общая аскеза. |
Р. Нибур вводит понятие деноминации – промежуточной формы между церковью и сектой.
Р. Нибур обратил внимание, что некоторые секты со временем утрачивают типичные для сект черты. Претерпевшие такие изменения баптисты, методисты и некоторые другие религиозные организации не могут считаться церковью. Секта существует не дольше жизни первого поколения; во втором поколении она становится деноминацией. Деноминация – андер церковь, недоцерковь.
Эти конфессии не могут претендовать на широкий универсализм, тесную связь с широкими слоями общества, приверженными церкви как символу национальной идентичности или преданности государству.
|
|
Секта – деноминация – церковь – это этапы развития религиозной организации. Всем этим трем типам свойственно, что в их рамках относительно прочно определены место и роль каждого их члена. В отличии от них «культ» (понятие ввел Г. Беккер)- аморфная религиозная группа, которая выживает благодаря харизматическому лидеру; она держится исключительно на энтузиазме ее приверженцев, не опираясь на организацию. Основные признаки – отсутствие структуры и связи между верованиями и другими областями жизни.
Культ (также) – начальная фаза новой религии. Требование полного разрыва с существующими религиозными традициями. Примеры: спиритуализм, увлечение НЛО, астрология.