Примерные вопросы для собеседования по 4 разделу
1. Предмет и задачи раздела «Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса».
2. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его развитие в античном мире.
3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения.
4. Образование и педагогическая мысль в Новое время (17-18 в.в.).
5. Образование и педагогическая мысль в индустриальном обществе (19в.).
6. Основные направления развития школы и педагогики в Новейшее время (20в.).
7. Идея демократизации образования в педагогических воззрениях прогрессивных мыслителей и педагогов.
8. Проблемы демократизации общеобразовательной школы на современном этапе.
9. Идея гуманизации образования в педагогических теориях прогрессивных зарубежных и отечественных педагогов.
10. Гуманистическая направленность воспитания в современной российской и зарубежной школе.
11. Вариативность, многоукладность школьного образования в Западных странах и России. Типология и многообразие общеобразовательных учреждений.
12. Опытно-экспериментальная деятельность в области образования. Экспериментальные,открытые,альтернативные школы за рубежом и в России.
13. Диверсификация общего образования в школах ведущих стран мира во 2 половине ХХ века.
14. Основные направления и формы дифференцированного обучения в современной школе России.
15. Гуманитаризация образования как одна из тенденций развития мирового педагогического процесса.
16. Проблемы реформирования классно-урочной системы в современном мире.
17. Информатизация образования. Педагогизация новейших технических средств.
18. Модернизация школьного воспитания во второй половине ХХ века.
19. Школьные системы на современном этапе развития общества.
20. Реформы высшей школы в конце ХХ века. Болонский процесс.
21. Теория естественного и свободного воспитания. Опыт реализации. Основополагающие принципы.
22. Зарубежные и отечественные педагоги о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности.
23. Проблемы коллективного воспитания в опыте отечественных педагогов ХХ века.
24. Становление теории развивающего обучения в зарубежной педагогике.
25. Проблема единства обучения и умственного развития учащихся в педагогических теориях отечественных педагогов двадцатого века.
26. Отечественные и зарубежные педагоги о единстве функций обучения и воспитания в педагогической деятельности.
27. Прогрессивные мыслители и педагоги о всестороннем развитии человеческой личности.
28. Всестороннее и гармоничное развитие личности как воспитательный идеал отечественной школы двадцатого века.
29. Идея антропологического подхода в зарубежной и русской педагогике.
30. Идея общечеловеческого воспитания в педагогических теориях зарубежных и отечественных педагогов.
31. Идея народности в общественном воспитании в педагогических воззрениях педагогов восемнадцатого и девятнадцатых веков.
32. Идея создания образовательной среды в педагогических взглядах и практической деятельности ведущих зарубежных и отечественных педагогов.
33. Идея взаимодействия школы с социальными партнерами в педагогических теориях двадцатого века.
34. Проблема сотрудничества школы и семьи в России и ведущих странах мира.
35. Интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования в современном обществе.
36. Педагогика сотрудничества конца двадцатого века. Опыт педагогов новаторов 80-х годов двадцатого века.