Проблема межсистемных контактов

Говоря, что речь идет о новой проблеме, мы имеем в виду, собственно, не то, что прежде ее не существова­ло. Просто раньше ей не придавали значения и реше­нием ее стали методически заниматься лишь совсем недавно. Но в чем она состоит? В самых общих терми­нах ее можно обозначить следующим образом: соци­альная группа, за редким исключением, никогда не бывает абсолютно изолирована. Она вступает в отно­шения с соседними или даже отдаленными группами хотя бы в силу экономических или культурных потреб­ностей, которые не в состоянии удовлетворить с помо­щью собственных ресурсов. В результате во времени и пространстве возникают социальные контакты, имею­щие самые разнообразные формы. Однако меньше все­го внимания уделялось юридическому аспекту таких контактов между группами. Конечно, существует це­лая область юриспруденции, занимающаяся решением сложных проблем, которые приводят к появлению ряда различных правовых систем, наслаивающихся друг на друга в рамках одного сложного общества с интенсив­ными межнациональными отношениями — это то, что называют международным частным правом. Его основ­ная цель состоит в том, чтобы разрешать коллизии за­конов посредством кропотливого и максимально объек­тивного анализа причин этих коллизий. Внимание соци­ологов здесь может привлечь прежде всего изучение того, какое влияние на юридическую систему оказыва­ет право того или иного иностранного государства. Ко­нечно, часто бывает, что правовой институт трансфор­мируется под воздействием внутренних факторов. Од­нако по-настоящему важные нововведения, привноси­мые в правовую систему, обусловлены внешними эле­ментами. Такой пока еще слабо изученный феномен называется заимствованием. Он может проявляться следующим образом: когда группа сталкивается с ка­кой-нибудь проблемой и традиционные решения не по­могают, она иногда может узнать о чужом решении и в зависимости от обстоятельств отвергнуть его или при­нять, т.е. сделать своим и внедрить в собственную пра­вовую систему. Случается, что речь идет о какой-то детали, не имеющей большого значения, и «импортер» осуществляет заимствование по причине, например, ее технического превосходства. Но бывает, что заимство­ванная правовая норма очень важна и касается фунда­ментальных элементов института права. В этом случае в силу внутренней логической связи установлений, рег­ламентирующих один и тот же правовой вопрос, заим­ствованная норма играет роль своего рода фермента и способствует трансформации всего института либо пу­тем буквального копирования того, что имеется за границей, либо, что случается чаще, посредством синтеза элементов национального и иностранного права. Но можно пойти еще дальше и заимствовать не отдельную норму или даже институт, а юридическую систему в целом. На профессиональном языке это называется «принятием» или «возрождением» правовых норм.

Классическим примером возрождения права в про­шлом является возрождение римского права в Запад­ной Европе начиная с конца XI века. Оно совершенно четко показывает, что в соответствии с социологичес­ким определением права юридическая система может сохранять действенность только при условии сохране­ния социальных условий, которые ее породили. Фео­дальное право, на смену которому пришло возрожден­ное римское право, не было приспособлено к потребно­стям общества XII века, когда стала развиваться эко­номическая деятельность. Как же получилось, что его заменило римское право, т.е. юридическая система, прекратившая свое существование за несколько веков до этого и сформировавшаяся в обществе с совершен­но иной структурой? Не стоит забывать, что в отноше­нии римского права мы имеем дело с исключительным | случаем. В том виде, в каком эта система права была создана, она в максимально возможной степени лише­на специфического характера — религиозного, мораль­ного, политического или какого-то другого. Принципи­ально или по счастливой случайности римское право не является явлением этническим и может применяться в любом обществе, основанном на принципе правового равенства. Довершило дело его техническое совершен­ство. Так без ущерба для социологической доктрины объясняется этот, на первый взгляд, исключительный феномен правовой системы, возродившейся из пепла и установившейся без всякого принуждения и насилия Даже в тех странах, которые его никогда не знали.

Что касается принятия чужих правовых систем, то это явление наблюдается гораздо чаще и представляет собой частичное или полное заимствование. В основном это касается молодых стран, внезапно столкнувшихся с проблемами современной жизни, которые они не в со­стоянии решить с помощью собственных правовых норм. Так в XIX веке произошло с несколькими странами Южной Америки и Японией, заимствовавшими фран­цузский гражданский кодекс, затем с Турцией, взявшей за образец швейцарское законодательство, а позднее с Египтом, Китаем, Эфиопией и т.д. В наши дни мы явля­емся свидетелями очень интересных событий подобного рода. Они произошли благодаря резкому пробуждению ряда наций, населяющих континенты, которые, как ду­мали многие, навсегда погружены в сон. В частности, в Африке и Азии народы, считавшиеся ранее годными лишь на то, чтобы быть дешевой рабочей силой, уходят из-под притесняющей их опеки и проявляют неожиданные спо­собности. Итак, для миллионов людей встает проблема более или менее быстрого перехода от архаичной струк­туры к уровню современной цивилизации. В юридичес­ком плане эта проблема выражается в сохранении или отмене старых обычаев и их замене на правовую систе­му, при которой кое-какие традиционные ценности неиз­бежно придется принести в жертву.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: