Воспитание в педагогическом процессе

Воспитание – неотъемлемая функция современного менеджера, руководителя. Создание оптимальных моделей, алгоритма и технологии воспитательной деятельности обусловлено потребностями производственной практики, которые могут быть удовлетворены через разрешение противоречий социально-политического, правового, нравственного, психолого-педагогического характера.

В широком смысле воспитание понимается как социализация, т.е. как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой. В таком взаимодействии воспитатель и воспитуемый одновременно выступают как субъекты самоизменений и объекты воздействия других людей. Благодаря такой субъект-объектной активности каждый человек формируется как целостный феномен с макрохарактеристиками - индивид (природная особь), личность (член общества, коллектива), субъект (как носитель собственной деятельности), индивидуальность (самобытная, неповторимая натура). Основными участниками такого воспитательного процесса являются различные коллективы, группы, общественные институты, отдельные граждане.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического создания условия для разностороннего развития личности, а также включает необходимость воздействия на субъект воспитания в интересах развития качеств, соответствующих целям воспитания. Данное определение охватывает саму суть процесса воспитания как единства деятельности, с одной стороны, воспитателей, осуществляющих систему воспитательных воздействий на ум, чувства, мотивы, потребности и волю воспитуемого, а с другой стороны, самих воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия. Следует отметить, что главная задача воспитателей заключается в том, чтобы создать условия, при которых воспитуемый захотел запустить механизм самосовершенствования и саморазвития, при этом необходимо, чтобы у него одновременно совершенствовались и рефлексивные умения.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов воспитания на индивидуальном и групповом уровне, но и предполагает активные контакты с другими социальными институтами (семья, образовательные учреждения, общественные организации и др.).

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер, они всегда специфичны не только для конкретной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства.

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования и развития у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие, безопасное и бесконфликтное сосуществование с другими членами общества.

Основные задачи воспитания:

- формирование научного мировоззрения; стремление к познанию;

- развитие и закрепление в структуре личности нравственных качеств, стремление к личностному и профессиональному совершенствованию;

- развитие положительной мотивации к труду, добросовестное и творческое отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей;

- овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями своего Отечества;

- обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношения с другими людьми, умение толерантного (терпимого) и эмпатийного (доброжелательного) сосуществования в поликультурном пространстве;

- воспитание высокой ответственности за будущее поколение, сохранение традиций бережного отношения к прошлым поколениям; готовности и способности ответственно и сознательно выполнять семейно-бытовые роли.

Продуктивность воспитания во многом зависит от соблюдения закономерностей и принципов воспитания.

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться запланированных результатов воспитания. Системный характер воспитания проявляется как целенаправленное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитания, регулируется действующим законодательством и педагогическими принципами.

Выделяются собственно педагогические закономерности воспитания:

- обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими и нравственно-этическими ориентирами и позициями;

- соответствие модели, алгоритма и технологии воспитания требованиям нормативных документов, научно-методическим рекомендациям для конкретного коллектива в соответствии с возрастом, характером взаимодействия субъектов воспитания;

- зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, взаимодействия с воспитуемым в конкретных ситуациях и процессах.

Принципы воспитания – исходные педагогические положения, служащие руководящей нормой для воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К основным принципам современного воспитания относятся:

- гуманистический характер взаимодействия субъектов воспитательного процесса;

- соответствие содержания воспитания характеру решаемых задач;

- гармоничность содержательных составляющих воспитания;

- принцип субъектности, предполагающий самостоятельное избрание воспитанником траектории своего развития;

- принцип ответственности воспитателя за применяемые средства воспитательного воздействия;

- опора на положительное в личности воспитанника;

- воспитание в процессе труда и повседневной жизни;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- активность, системность и конкретность воспитательных мер;

- сочетание дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной деятельности;

- единство требований всех воспитателей, согласованность и преемственность.

Основу структуры процесса воспитания составляют следующие его элементы:

- субъекты воспитания

- цель воспитания

- система отношений (прямое, опосредованное, самовоздействие)

- система воздействий (методы, приемы, технологии)

- условия, в которых протекает воспитательный процесс

- система управления воспитательным процессом

Чтобы воспитательное взаимодействие воспитателя с воспитанником было целенаправленным целесообразным, необходимо соблюдать алгоритм воспитательной деятельности: анализ фактического положения, выявление противоречий в целостном деятельностно-воспитательном процессе, определение путей их разрешения, планирование эффективных воспитательных мероприятий и организация их исполнения, создание условий для эффективного воспитательного процесса, оценка результатов воспитательной деятельности и корректировка всего воспитательного процесса. Алгоритм воспитания универсален: он распространяется как на детей при реализации воспитательного процесса, так и на взрослых, когда воспитательное воздействие применяется руководителем на сотрудников.

Методы воспитания – определенный способ воспитательного воздействия в соответствии с целями и задачами воспитания. Прием – частичный метод, звено метода.

Традиционно принятые методы – убеждения, упражнения, поощрения, принуждение, пример.

Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.

Неформально-личностные – осуществляемые через личностно значимых людей.

Тренингово-игровые – обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях (социально-психологические тренинги, деловые игры).

Рефлексивные – основаны на индивидуальных переживаниях, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности.

Тема 9. Управление образовательными системами

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические и социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования и науки РФ, управления образования края, области, города, а также районные отделы (или комитеты) образования.

Отдельное образовательное учреждение как сложная динамическая система выступает объектом внутреннего управления. В каждом образовательном учреждении подсистемами управления выступают

- целостный педагогический процесс;

- классно-урочная (в школе) или аудиторная система (в вузе);

- система воспитательной работы;

- система физического воспитания и т.д.

Частные случаи управления подсистемами и составляют сущность управления в образовательных учреждениях.

Основной отличительной особенностью современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить участникам образовательного процесса больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Что такое государственный характер управления образовательными системами? В 1992 г. в Российской Федерации принять закон «Об образовании», в котором сфера образования провозглашена приоритетной. Это значит, что успехи в экономической, политической, международной и др. сферах жизни общества зависят от успехов в сфере образования. Организационной основой государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования (действующая Программа определяет основные тенденции развития, цели и задачи, а также этапы программной деятельности на период до 2010 года). Государственный характер управления образовательными системами демонстрирует и реализации Национального проекта в сфере образования.

Государственный характер управления системой образования закреплен совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений[1].

Органы управления образованием на местах должны проводить государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов (ГОС), включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Для проведения государственной политики в области образования в стране создаются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных областей и округов.


5 Что готовить к экзамену

1. Каковы нейрофизиологические механизмы запоминания информации и их связь с процессами синаптической передачи нейромедиаторов?

2. Какова природа пластичности инстинктивного поведения?

3. Рассмотрите на конкретных примерах соотношения элементов обучения и «жестких» запаянных схем в рамках инстинктивного поведения.

4. Рассмотрите высшие типы мотиваций и их связь с идеалами.

5. Какова связь эмоций и мотиваций, как вы представляете себе их роль в осуществлении поведения?

6. Роль эмоций в регуляции поведения человека и животных.

7. Рассмотрите основные черты развития педагогики во времени античной цивилизации.

8. Охарактеризуйте цели и основные черты педагогического процесса в первобытном обществе.

9. Что такое спартанское образование и воспитание?

10. Линейный и концентрический подход к изложению учебного материала.

11. Проведите сравнительный анализ способов и методов современного обучения.

12. Сформулируйте основные черты четырех революций в развитии современных методов обучения.

13. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны урока, лекции, семинара и других форм учебного процесса.

14. Опишите основные принципы построения дидактической игры.

15. Обоснуйте принцип мотивированности процесса обучения.

16. Технологии педагогического общения: лекторский и диалоговый стиль преподавания.

17. Сформулируйте психолого-педагогические требования к пользовательскому интерфейсу, используемого в целях компьютерного обучения.

18. В чем сущность понятия «сенсорный» и «интеллектуальный» пользовательский интерфейс.

19. Сравните основные принципы организации гипертекстовых сред и сематических сетей.

20. Опишите принципы, лежащие в основе вальдорфской педагогики.

21. Что такое нонконформное поведение и насколько оно совместимо с социальными нормами общества?

22. Укажите связь теории возрастных периодов и биогенетического закона.

23. Опишите типы сенсорных периодов развития человека и их использование в процессах воспитания.


6 Выполните самостоятельно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: