double arrow

Основные понятия и термины

Апперцепция – зависимость восприятия от особенностей личности человека.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воспитание – (в широком смысле) – процесс передачи от старшего поколения младшему социально-исторического опыта.

(в узком смысле) – специфически организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности.

Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии их на органы чувств.

Девиантное поведение – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Мышление – познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека.

Образование – процесс усвоения человеком знаний, умений и качеств, результатом которых выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности.

Обучение – целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития качеств, необходимых человеку для выполнения каких-либо функций.

Общение – процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, восприятие людьми друг друга и взаимодействия между ними.

Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом простейших свойств окружающего мира.

Память – запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, навыков, сведений.

Педагогика – наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития человека, коллектива в интересах успешной деятельности.

Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой.

Психика – свойство живых высокоорганизованных материальных тел, способных своим состоянием отражать окружающий мир, независимо от них существующий.

Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, особенностях развития и функционирования психики человека.

Развитие – закономерности изменения во времени физических, психических и духовных сил человека.

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов, для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Темперамент – определенное устойчивое сочетание психо-динамических свойств, проявляющихся в поведении и деятельности человека.

Характер – совокупность устойчивых признаков личности, формирующихся в процессе общения и деятельности и влияющих на поведение человека.

Чувства – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.


4 Главное в содержании дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ НАУК

Тема 1.

Предмет и методы психологии. Психология в системе наук. Понятие психологии как науки. Задачи и функции психологии

Психология в переводе с греческого – учение, знание о душе («псюхе» – душа, «логос» – учение, знание). Это наука, прежде всего, о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Основные задачи психологии:

1. Познание истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека.

2. Выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.

Основные функции психологии:

1. Как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов.

2. Как прикладная область знаний – формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга. Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, можно научиться достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.

Предмет и объект психологии

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является всё то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического. А предметом – психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования.

Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основными объектами психологии являются конкретный, отдельный человек, а также различные социальные группы, массы и другие формы общности людей.

Место психологии в системе наук

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее крепкий союз с естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в.

Психология – это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно взаимосвязана со многими науками.

Структура современной психологии

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношения к человеку (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии.

· Психология труда

Изучает психические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда

· Педагогическая психология

Изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека

· Медицинская психология

Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного

· Юридическая психология

Рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права

· Военная психология

Исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных и т.д.

· Психология спорта

Рассматривает психологические особенности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки

· Психология торговли

Выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса и т.п.

Понятие о методе. Классификация методов психологического

исследования. Этапы психологического исследования

Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Основные методы психологии – наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.

Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный. Сущность методов беседы и анкетирования заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Ответы точно записывают. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, поведением, выражением лица испытуемых. Тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Тесты чаще всего применяют для оценки уровня развития какого-либо психологического качества (способностей, уровня умственного развития, уровня усвоения знаний) у данного человека в сравнении со средним уровнем (стандартом). О психической жизни, об особенностях человека можно судить (косвенно) по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам как рисунки, письменные сочинения, технические поделки, коллекции, тематические альбомы и т. д.

Педагогика как наука и учебная дисциплина

Педагогическая отрасль знания является едва ли не самой древней и неотделимой от развития человеческой цивилизации. Развитие человека как разумного общественного существа проходило на протяжении 2 млн. лет в процессе овладения производственным, социальным и духовным опытом предков. Чем сложнее становились формы общественных отношений, тем больше накапливалось знаний, которые необходимо было передавать последующим поколениям, следовательно, тем острее становилась необходимость в специально организованном процессе передачи опыта человеческой цивилизации новым поколениям. Образование и воспитание превращается в объективную потребность общества и становится важнейшей предпосылкой его развития. В поздний период рабовладельческого строя воспитание выделяется в особую общественную функцию, осуществление которой передается специально подготовленным для этого людям.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился как название науки о воспитании. В Древней Греции педагогами называли рабов, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово «пайдогогос» (пайда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». Впоследствии педагогами стали называть людей, которые профессионально занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова получила свое название и наука о воспитании – педагогика, которая была вычленена как особая отрасль из системы философских знаний в начале ХVII века.

Определить предмет научного знания – значит ответить на вопрос, что она изучает, какая область природы или культуры привлекает внимание специалистов, решению каких задач посвящена их деятельность. Определить предмет невозможно без объекта. Объект – весь круг вопросов, на которые направлено внимание, предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объектом педагогики является человек, который развивается в результате воспитательных отношений, предметом педагогики становятся сами воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека как целостности, как личности, а не как носителя отдельных, пусть даже очень важных, функций – знающего, выполняющего социальные нормы, производящего материальные ценности, «правильно» мыслящего индивида.

Педагогика призвана не только описывать педагогические явления, но и объяснять их, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.

Объект педагогики (по Краевскому В.В.) – система педагогических явлений, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика, но и философия, социология, психология, экономика и др. науки. Предмет педагогики (по Краевскому В.В.) – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях), В этом случае педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности обучающихся, а также стратегий и способов взаимодействия субъектов образования.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:

- теоретическая функция реализуется на трех уровнях (описательный и объяснительный – изучение передового и новаторского опыта; диагностический – выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучающихся, установление их причин и условий; прогностический – экспериментальное исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности);

- технологическая функция реализуется также на трех уровнях (проективный – связан с разработкой соответствующих методических материалов: учебников и учебных пособий, учебных программ; преобразовательный – внедрение достижений педагогической науки в практику с целью ее совершенствования; рефлексивный и корректировочный – оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук; в ее структуру входят:

- общая педагогика (исследует основные закономерности образования);

- возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых);

- коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика, логопедия;

- частные методики – предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

- история педагогики и образование (изучает развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи);

- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.);

- философия образования;

- сравнительная педагогика;

- социальная педагогика.

Основной задачей педагогики как науки является изучение педагогической реальности – сущности и закономерностей развития и формирования личности в процессе освоения социального опыта. При этом педагогика определяет цели образования, разрабатывает содержание образования, исследует и разрабатывает методы обучения и воспитания и их влияние на развитие обучающегося.

К задачам педагогики также относятся:

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- управление образовательными системами;

- внедрение результатов исследования в педагогическую практику;

- прогнозирование и планирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Основными исследовательскими методами педагогики являются педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение школьной документации и продуктов деятельности субъектов педагогического процесса (воспитанников и педагогов), а также количественные методы (например, шкалирование, ранжирование).

Педагогическое наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и в экспериментальных условиях.

Выделяют также методы осуществления целостного педагогического процесса, изучением которых занимается дидактика:

1. методы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся;

3. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью решения образовательных задач. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогических задач, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений, в то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Тема 2. основные понятия наук

Психика и организм. Общее понятие психики. Основные положения отечественной психологии в понимании психики человека

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики. В самом общем виде психика – это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.

Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:

1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга. Психика – это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;

б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.

2. Сущность психики состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности:

а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;

б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;

г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;

д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.

3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Низший уровень психики образует бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Основные функции психики. Формы проявления психики.

Структура психики

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, проявляющаяся у человека.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и интропсихика (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).

Классификация психических явлений

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическое состояние» характеризует статический момент, относительное постоянство психического факта. Понятие «психическое свойство» выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Под «психическими образованиями» понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Основные категории педагогики. Дидактика

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат, т.е. «разговаривает» на своем языке. Для описания педагогических явлений и раскрытия их сущности педагогика использует определенные понятия.

Воспитание – один из механизмов социализации, т.е. превращения существа, родившегося человеком, являющегося таковым, в существо, которое обладает человеческой сущностью. Приобщить его к этой сущности могут лишь ее носители. Таким образом, воспитание – это специальное целенаправленное воздействие человека на человека, создание определенных условий для становления его личности.

Социализация – процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культурой. Применительно к педагогике эту деятельность можно обозначить как целенаправленную социализацию личности, поскольку любое педагогическое действие предпринимается с определенной целью, и включение в общество происходит в процессе взаимодействия воспитанника с педагогом под руководством последнего.

Образование – это воспитательная деятельность общества, рассмотренная с позиций таких характеристик, как институциональность (образовательные учреждения, система образования), цели, содержание, формы и методы, кадры, учебно-методическая база.

Результатом образования как процесса является образованность - качественное состояние человека, выражающее его готовность к социальной жизни вообще или к выполнению конкретных профессиональных функций.

Обучение – одна из составляющих частей целостного процесса воспитания, одно из средств достижения образовательных, воспитательных целей – призвано обеспечить усвоение воспитанниками специально отобранного и систематизированного социального опыта, в котором интегрированы жизненно необходимые для социальной и профессиональной адаптации элементы культуры. Суть обучения состоит в том, что педагог организует особый вид деятельности обучающихся, посредством которой происходит распредмечивание социального опыта, т.е. своего рода перевод его из предметно-культурной формы (текстов, формул, норм и т.д.) в форму знаний, умений, предпочтений, смыслов.

Педагогическое воздействие – одна из центральных категорий педагогики, отражающая активное преобразующее начало любого педагогического акта. Способность к педагогическому воздействию на воспитанника, преобразование ситуации его жизнедеятельности в совместном деянии, в духовно-нравственном сотрудничестве с ним составляет суть педагогического профессионализма. Педагогическое воздействие от любого другого воздействия отличается тем, что в результате этого акта в воспитаннике запускается механизм саморазвития, при этом не должно и может оставаться чувство униженности, ущербности, неполноценности. Иначе это было какое-то другое воздействие, ничего не имеющее общего с педагогическим.

Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, это совокупность взаимных действий преподавателя и обучающихся. В учебном заведении искусственно (и искусно) создаются условия для овладения технологией осознанного действия, которая усваивается как социокультурная модель поведения в реальной практике.

Педагогическая технология. Технология в более строгом понимании – это достаточно жестко фиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на решение педагогических задач. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются: исходное состояние предмета задачи, модель требуемого состояния задачи. В условиях педагогического процесса предметом задачи могут быть как материальные (физическая сила, выносливость), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения) субстанции, для которых характерны соответственно количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Таким образом, педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее осуществления). Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования, называется дидактикой. Основные положения дидактики обогащают общую культуру мышления и общения. С этой точки зрения знакомство с законами дидактики, ее принципами, формами, методами и средствами обучения имеет общекультурное значение, в равной степени расширяет профессиональные возможности будущего специалиста с высшим образованием, т.к. в любой профессиональной деятельности включается функция просвещения. Для понимания сущности и роли принципов дидактики выстроим в логическую цепочку понятия: закономерность - теория обучения – принцип – форма – метод – прием – средство. Логика расположения этих понятий отражает направленность от теории к практике.

Тема 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ

Основные направления развития психологии

Этапы становления психологии как науки

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. На рубеже XIX – XX вв. началось быстрое развитие психологии, которое стимулировалось успехами естествознания, в первую очередь, развитием эволюционной биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, предъявляемыми к психологии со стороны медицины, педагогики и производства. В результате психология превратилась в самостоятельную, разветвленную область научных знаний.

Схема

Этапы становления психологии как науки

Тема 3. Основные этапы развития педагогики и образования

Как уже говорилось ранее, педагогика – одна из наиболее древних областей общественной практики людей. Воспитанием в глубокой древности занимались наиболее опытные и уважаемые члены общины или племени. Слово «воспитатель» происходит от основы слова «питать». Чем «питает» воспитатель своего воспитанника? Жизненным опытом, жизненными знаниями, его мудрость является основой нравственного взросления воспитанника. Позже возникло слово «учитель», когда люди осознали, что знания являются ценностью и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Сегодня слова «воспитатель» и «учитель» синонимичны по своей сути и связаны со словом «образование».

Всю историю педагогики можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап: зарождение педагогической деятельности как древней профессии; появление первых школ в странах Древнего Востока (жреческие школы, дворцовые школы и военные школы).

2 этап: античная педагогика Древней Греции и Древнего Рима. Спартанская система воспитания, ориентированная на физическое развитие и укрепление здоровья. Афинская система воспитания, школы грамматики; риторская школа Квинтилиана (научная педагогика ведет свою историю от Квинтиниана, а его труд «Наставление в ораторском искусстве» считается первым среди трудов по педагогике).

3 этап: педагогика средних веков – эпоха безраздельного господства церковного образования (период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.), ориентированного на обучение воспитанников основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв. В XIII-XIV веках появились цеховые школы, которые давали детям ремесленников начальное образование.

4 этап связан с эпохой Возрождения и процессом гуманизации образования, отказом от палочной дисциплины и бестолковой зубрежки в школах. Появление «Великой дидактики» Я.А.Коменского. Появление первых гимназий, в которых веущим направлением и содержанием образования становится изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства. В России гимназии были созданы в 1804 г. и просуществовали до 1917 г.

5 этап развития педагогики относим к XIX веку и современности – это этап становления современной педагогики, основные принципы которой разрабатывались великими педагогами-гуманистами разных стран. Век индустриализации заставил расширить содержание образования, включить в него основы как гуманитарных, так и естественно-математических наук. В дореволюционной России гуманитарное образование можно было получить в гимназиях, реальные училища были ориентированы на естественно-математическое образование. В настоящее время система современного образования многоступенчата и многообразна.

Тема 4. Психология и педагогика личности

Понятие личности, ее важнейшие характеристики

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность) в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде.

Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Важнейшие характеристики личности

1. Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.

2. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

3. Устойчивость свойств личности. При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

4. Единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Человек, индивид, индивидуальность, субъект

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.

Под «индивидом» понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.

Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Тенденции развития наук о личности

Образование является продуктом исторического развития человека и человеческой цивилизации. Оно выступает в двух аспектах: как общественное явление и как педагогический процесс. С точки зрения общественных функций, образование – средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям (с этой точки зрения образование является объектом изучения науки об обществе – социологии); средство развития личности, психологическую структуру которой изучает психология. Педагогические науки рассматривают целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательную деятельность, о которой говорят, что она «осуществляется», «реализуется», «протекает», т.е. существует реально в постоянном движении, развития, осуществляется в динамике, процессе. Процесс – это смена состояний системы, а педагогический процесс – смена состояний системы педагогической деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования. На пути к цели состояние системы изменяется: меняются люди, средства, ставятся новые цели и задачи.

За последние 10 лет в России произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию. На эти существенные перемены указывает Федеральная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель модернизации – создание механизма устойчивого развития системы образования, обновление его содержания, согласованного как с национальными приоритетами, так и с европейскими требованиями к основному, основному полному и профессиональному образованию. Эти требования связаны с общемировыми, среди которых:

- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что требует повышенного уровня готовности граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштаба межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Роль образования в этих условиях состоит:

- в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении высокого качества жизни народа;

- в укреплении демократического правового государства и развития гражданского общества;

- в кадровом обеспечении рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство;

- в сохранении места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Тема 4. Чувственные формы освоения действительности. Познавательная сфера личности

Понятие об ощущениях. Рефлекторная природа ощущений

Ощущение – простейший, элементарный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения и являются, таким образом, начальным источником знаний человека об окружающем мире и самом себе.

К общим свойствам ощущений относятся качество (основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений), интенсивность (количественная характеристика ощущения, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора), длительность (временная характеристика ощущения, которая определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью) и пространственная локализация (пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами; дает сведения о локализации раздражителя в пространстве).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах. Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.

Анализатор состоит из трех частей: периферического отдела – рецептора, воспринимающего действующий на него раздражитель; афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих возбуждение с периферии в нервные центры, в головной мозг человека; соответствующих участков головного мозга, в которых происходит переработка информации, поступающей из рецептора.

Механизм действия анализатора заключается в следующем (см. рис. 4). Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения. Раздражение трансформируется в физиологический процесс – возбуждение, которое передается в мозг. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, согласованная деятельность всех его элементов, звеньев. Анализаторы выступают составной частью общей системы путей нервных процессов человека – рефлекторной дуги.

Восприятие: основные свойства и виды

Восприятие – более сложный по сравнению с ощущением психический познавательный процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства, в результате восприятий складываются образы предметов и явлений, ситуаций действительности, возникающие на основе, как правило, комплекса взаимосвязанных ощущений.

В зависимости от количества анализаторов, участвующих в отражении мира, восприятия подразделяют на простые и сложные. К простым восприятиям относятся те, которые возникают на основе работы преимущественно одного анализатора. В зависимости от модальности рецепторов различают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные восприятия.

Сложные восприятия возникают на основе работы нескольких анализаторов. К числу сложных видов восприятия относят восприятие пространства, времени, движения.

В психологии выделяют три типа восприятий: синтетические, аналитические и аналитико-синтетические. Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, граней, подчас не замечая при этом деталей. Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого. Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.

К основным свойствам восприятий относятся следующие: осмысленность и обобщенность (восприятие человеком предметов и явлений имеет для него определенный смысл), предметность (в восприятии отражаются разнообразные объекты, явления, предметы, имеющие конкретное предназначение и смысл), целостность (при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязи с другими объектами), структурность (в восприятии осуществляется выявление связей и отношений частей, сторон предметов и явлений), константность (независимость отражения объективных качеств предметов от воспринимаемых условий) и избирательность (в восприятии обычно из множества окружающих нас предметов, объектов выделяются лишь несколько или один, а все остальные составляют фон восприятия).

Представление: общая характеристика

Представлениями называются сохранившиеся в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал или ощущал. Нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием. Представления имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы обеднено и ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.

Для представления характерны следующие основные особенности:

а) как и восприятия, представления носят наглядный характер, отражая внешние особенности предметов;

б) они менее ясны и отчетливы, чем восприятия;

в) представления отличаются изменчивостью, непостоянством, в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета.

По происхождению выделяют представления, возникшие на основе ощущений и восприятий, воображения и мышления.

По степени обобщения в образе объективной реальности различают: единичные, общие и схематизированные представления. Единичные представления – представления одного конкретного предмета и явления. Они могут возникнуть на основе восприятия реального предмета и произведения искусства. Можно представить понравившуюся полянку в лесу, знакомого человека, игру актера в любимой пьесе или кинофильме. Общее представление – представление об общих чертах группы сходных предметов. Рисуя для ребенка человека, взрослые иногда приговаривают: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, ручка, ручка, ножка, ножка, огуречик, получился человечек». В таком рисунке схвачены основные компоненты фигуры человека. Схематизированные представления – отражение предмета в виде условного графического изображения. Карты боев и походов на уроках истории схематизируют реальное движение армий, помогая пониманию хода сражения. Схематизированные представления настолько обобщены, что в них утрачено внешнее сходство с предметами данного класса.

Представления – чувственные образы, и их классифицируют по тем анализаторам, с которыми связано их возникновение. Выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и другие представления.

Память: общая характеристика и виды

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Как познавательный процесс она обеспечивает целостность и развитие личности.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака): объект запоминания (предметы и явления, мысли, движения, чувства), степень волевой регуляции и длительность сохранения в памяти.

Соответственно первому признаку различают такие виды памяти как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная. Образная память – это запоминание и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Эмоциональная память – память на пережитые чувства.

По степени волевой регуляции процессов запоминания и воспроизведения различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит информацию автоматически, не ставя при этом сознательной цели что-то запомнить или вспомнить. Произвольная память связана с сознательной целью что-либо запомнить и воспроизвести, а процесс запоминания и воспроизведения требует специальных волевых усилий и особых приемов.

Основными процессами памяти являются: запоминание (психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием), воспроизведение (процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее), сохранение (удержание заученного в памяти) и забывание (исчезновение, выпадение из памяти).

Воображение: общая характеристика и виды

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Своеобразным «строительным материалом» для воображения являются знания, мысли, образы предметов, явлений, ситуации, удерживаемые памятью человека.

Виды воображения

а) пассивное воображение (выступает как замена деятельности; в этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать):

– непроизвольное воображение (непреднамеренное) связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Иногда оно может даже выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений и получает от этого какое-то удовлетворение. При этом он не ощущает себя активным субъектом. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, видения, грезы.

– произвольное воображение (преднамеренное) характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно очень характерно для деятельности художников, конструкторов, композиторов, режиссеров и других представителей творческих профессий.

б) активное воображение (используется как условие творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего):

– репродуктивное (воссоздающее), в котором реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т. е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.

– продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов (процесс художественного творчества). В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни.

Мышление как процесс. Мыслительные операции:

общая характеристика

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта. Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. она исследует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Психологически исследовать мышление как процесс – значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию тех или иных познавательных результатов.

Особенности мышления

1. Мышление – это активный процесс.

2. Мышление порождается в контексте социального бытия человека: в предметно-практической деятельности и общении.

3. Мышление тесно связано с речью, языком.

4. Мышление существует только у человека. Однако оно не дано ему в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания.

5. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует.

6. Мышление глубоко связано со знаниями.

К мыслительным операциям (рис. 5) относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация (мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом), систематизация (мысленное расположение множества объектов в определенном порядке) и конкретизация (мысленный переход от обобщенного к единичному, отдельному).

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или интеллектуальными качествами человека: самостоятельность, критичность, глубина ума, гибкость ума, пытливость мысли, широта ума, быстрота мысли и целеустремленность мышления.

Внимание: общая характеристика, виды и свойства

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Нельзя быть внимательным вообще. Внимание проявляется как бы внутри психических процессов, неотделимо от них и способствует повышению их эффективности.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов.

В зависимости от активности человека в организации внимания различают несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Оно не связано с участием воли и может возникать под воздействием силы раздражителя, его новизны, эмоциональной окраски, интереса к данному объекту. Произвольное внимание подчинено воле человека. Процесс удержания внимания на чем-либо (или ком-либо) и переключение его с одного объекта на другой осуществляется не стихийно, а преднамеренно. При этом человек ставит перед собой цель, использует специальные приемы (технику внимания), прилагает определенные волевые усилия. Послепроизвольное внимание возникает в тот момент, когда первоначально не вызывающая непосредственного интереса деятельность, для выполнения которой было задействовано непроизвольное внимание, по мере углубления в нее захватывает и увлекает человека.

Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью (длительность сосредоточения внимания на каком-либо объекте), концентрацией (это степень сосредоточенности внимания на объекте), переключаемостью (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой), распределением (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов), объемом (определяется количеством объектов, которые человек может одновременно удерживать в зоне повышенного внимания).

Виды речевой деятельности, их особенности

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.

Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. В практике общения людей монологическая речь проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей а, следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок.

Тема 5. Современное состояние образования в России

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

В России к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

- дошкольные

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

- профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования)

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии (физического, психического и интеллектуального)

- учреждения дополнительного образования

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (послевузовского образования, институты повышения квалификации).

Остановимся на основных характеристиках высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование – образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной сфере общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы. Как и всякое образование, высшее образование – признаваемый обществом системный результат усвоения специально отобранного содержания образования.

Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах. В России, как указывал Н.В.Сперанский, задача высшего образования состояла в том, чтобы «приучить молодого своего адепта думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными приемами мысли, вырабатывать в вопросах, которые он изучает, личные взгляды, а не в том, чтобы обращать его голову в склад профессорских поучений».

Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: