Методические указания для подготовки контрольных работ

Содержание работы

Одним из основных требований, предъявляемых к качеству работы, является самостоятельность ее выполнения.

Прежде всего, следует изучить имеющуюся рекомендованную литературу, другую информацию, которую студент может привлечь для выполнения работы. Одним из критериев оценки контрольной работы является умение студента анализировать используемый материал, обобщать его и делать собственные выводы. Используемые материалы, информация должны иметь ссылку на источник с указанием выходных данных. Допустимо использовать сведения и документы, отражающие деятельность предприятия, организации, учреждения, в которых работает студент.

Оформление работы

Контрольная работа должна иметь титульный лист установленного образца. На первой странице печатается план контрольной работы с указанием страниц. Страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются справа сверху. Объем работы 12-16 страниц. Формат листа – А4: 210х297 мм.

Поля: верхнее и нижнее – по 20 мм, правое – 15 мм, левое – 30 мм.

В конце работы обязательно указывается список использованной литературы.

Выбор темы (варианта) контрольной работы и срок сдачи

Номер темы (варианта) определяется по последней цифре зачетной книжки, если иное не указано преподавателем.

Контрольная работа должна быть сдана на проверку и зарегистрирована за 10 дней до начала сессии.

Структура контрольной работы

по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА»

Контрольная работы по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА» состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части работы студент обязан раскрыть теоретическое содержание предложенной проблемы, опираясь на современные достижения психологической и педагогической науки. Теоретическая часть работы имеет реферативный характер, поэтому допускается невысокая степень творческой активности.

Практическая часть предполагает самостоятельное решение студентом психологических и педагогических задач с опорой на полученные теоретические знания. Практическая часть призвана выявить степень овладения теоретическим материалом, уровень логического мышления, проявления творческих способностей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВАРИАНТ 1.

1. Развитие деятельности человека в филогенезе и онтогенезе.

2. Специфика человеческой деятельности и виды человеческой деятельности.

ВАРИАНТ 2.

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды.

2. Влияние мышления на восприятие.

ВАРИАНТ 3.

1. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.

2. Мышление человека и проблема искусственного интеллекта.

ВАРИАНТ 4.

1. Речь человека и животного.

2. Развитие речи и мышления.

ВАРИАНТ 5.

1. Группа и ее роль в развитии человека как личности.

2. Психологические механизмы восприятия личности в группе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ВАРИАНТ 1.

1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика? Дайте обоснованный ответ.

Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывает свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедленно. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

2. Вы – пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя пересадками. В салоне – 123 человека, из них 36 детей. Самолет обслуживают 4 бортпроводника. Сколько лет пилоту. Почему?

3. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго:

МЕ(…)ОЛАД

АМ(…)АН

КАБ(…)ОШКО

У(…)ОД

ВАМ(…)С

4. В Вашем трудовом коллективе появился молодой специалист – выпускник вуза. Как руководитель Вы понимаете, что, обладая хорошими базовыми знаниями, Ваш новый сотрудник пока еще плохо ориентируется в практической деятельности. Опишите систему своих управленческих действий вовлечения молодого сотрудника в эффективную профессиональную деятельность, не травмируя самолюбие способного, но неопытного выпускника высшего учебного заведения.

ВАРИАНТ 2.

1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика? Дайте обоснованный ответ.

Повышенная эмоциональная реактивность, резкий темп и быстрота движений, большая энергия и прямолинейность в отношениях. В неблагоприятных условиях повышенная возбудимость может привести к вспыльчивости, а в некоторых случаях к агрессивности. Резкая смена настроений. Способен преодолеть значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью при соответствующей высокой мотивации. Достигает наибольшего результата в профессиях, в которых необходима повышенная реактивность и значительное единовременное напряжение сил.

2. Переставьте буквы в слове так, как дано в образце, чтобы получилось третье слово:

а) БАГОР(РОСА)ТЕСАК

ГАРАЖ(…)ТАБАК

б) ФЛЯГА(АЛЬТ)ЖЕСТЬ

КОСЯК(…)МИРАЖ

в) КНИГА(АИСТ)САЛАТ

ПИРОГ(…)ОМЛЕТ

3. Не отрывая карандаша от бумаги, соедините шестью линиями 16 точек, а восемью — 25 точек.

4. Всегда легко управляемый, послушный ребенок по достижении 12 лет вдруг ставит под сомнение авторитет родителей, ссылаясь на то, что его другу родители позволяют больше, предоставляют больше свободы в его действиях. Дайте психолого-педагогическое объяснение подобному поведению подростка. Какие пути выхода из подобного конфликта «отцов и детей» могут быть?

ВАРИАНТ 3.

1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика? Дайте обоснованный ответ.

Повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены вовне. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность и общение. Замкнут, избегает новой обстановки. При неблагоприятных жизненных условиях быстро возникает застенчивость, робость и нерешительность. Но в благоприятной и устойчивой обстановке может достичь значительных успехов в профессиях, требующих повышенной чувствительности (сензитивности) и реактивности.

2.Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

1. КОХЙЕК 2. ТРБА

СНИНЕТ КПИРАКС

ОЖИВТ АТМЬ

ЛУФОБТ НКВЧУА

3. В верхнем квадрате в определенном порядке помещены восемь физиономий. Найдите закономерность, согласно которой они расположены, опишите эту закономерность и определите, какое лицо из нижнего квадрата должно занять свободное место в верхнем.

4. Утверждение, что «начальник всегда прав», знакомо каждому. Однако в нашей профессиональной деятельности бывают случаи, когда подчиненный не без основания знает, что его руководитель заблуждается или ошибается. Вспомните подобные ситуации в своей профессиональной деятельности. Насколько правильно Вы вышли из них без потерь? Предоставьте пути конструктивного разрешения подобных ситуаций. Какие методы Вы использовали?

ВАРИАНТ 4.

1. Какому типу темперамента соответствует следующая характеристика? Дайте обоснованный ответ.

Легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения. Наиболее успешны виды профессии, требующие быстрой реакции и повышенной общительности.

2. Выведите (если это возможно) заключение из каждой пары посылок:

* Тем, кто лыс, расческа не нужна.

Ни одна ящерица не имеет волос.

* Все мои друзья простудились.

Тому, кто простужен, нельзя петь.

* Ни один несчастный человек не хохочет.

Ни один счастливый человек не стонет.

*Ни один свадебный пирог не полезен.

Неполезной пищи следует избегать.

3. Используя 6 (шесть) спичек, образуйте 4 равнобедренных треугольника так, чтобы одна спичка обязательно являлась стороной одновременно двух треугольников, но спички при этом не перекрещивались. Начертите свое решение.

4.Какие знания из области психологии необходимы создателям рекламы? Вспомните случаи, когда Вы поддались воздействию рекламы, опишите свое психическое состояние от восприятия до принятия решения.

ВАРИАНТ 5.

1. Данная психологическая система (структура) включает способности, темперамент, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки, ценности и смыслы. О чем идет речь? Дайте развернутое определение.

2. У современного скульптора есть 10 одинаковых статуй. Он настаивает, чтобы у каждой из 4 стен зала находилось по 3 статуи. Как их разместить? Ответ изобразите графически.

3. Испытание

Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач. Но староста кружка предложил им вначале выдержать вступительный экзамен: «Вы будете приходить к нам каждый вечер, семь дней подряд. При этом вы должны соблюсти несколько условий. Вот они:

1. Если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен отсутствовать, но если Дмитрий отсутствует, то Борис должен быть, а Виктор пусть не приходит.

2. Андрей и Виктор одновременно не присутствуют и не отсутствуют.

3. Если Дмитрий придет, то Григорий приходить не должен.

4. Если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует Виктор. А если Виктор присутствует, то Дмитрий приходить не должен, а Григорий должен прийти.

5. В каждый из семи дней друзья должны приходить к старосте в разных сочетаниях.

Друзьям удалось-таки стать членами кружка любителей логических задач. Каким образом?

4. Молодой выпускник вуза, пройдя серьезный отбор в одну из фирм и получив желаемую работу, через несколько месяцев подал заявление об увольнении. Начальник отдела, где работал молодой специалист, объясняет руководителю причину увольнения сотрудника: «Он ничего не хочет делать, оспаривает мои распоряжения, критикует нас за старые и неэффективные, как он утверждает, методы работы. Слишком много знает, а делать ничего не умеет и не хочет учиться у старших товарищей». Руководитель фирмы не стал спешить с подписанием заявления молодого сотрудника и дал свои рекомендации руководителю отдела, а также провел беседу с молодым сотрудником. Какие рекомендации получил начальник отдела? О чем состоялась беседа молодого специалиста и руководителя фирмы? Стоит ли задерживать человека, если он решил уволиться?


7 Проверь себя

1. Тестовые задания с ключами (ответами)

Вариант 1.

1. к эффективным стилям педагогического общения относится:

А. общение на основе увлеченной совместной деятельности

Б. общение-заигрывание

В. общение-дистанция

Г. общение на основе распоряжения

2. обучение по углубленным образовательным программам проходит в

а. лицее

б. коррекционной школе

в. общеобразовательной средней школе

г. высшем учебном заведении

3. урок, основным содержанием которого является повторное осмысление ранее приобретенных знаний, их более прочное усвоение, называется

а. проверки

б. обобщения

в. закрепления

г. выработки умений и навыков

4. установите соответствие между категориями и их компонентами:

1. воспитание а. социальные нормы

2. образование б. навыки

3. обучение в. отношения

4. социализация г. мировоззрение

5. к задачам управления педагогическим коллективом НЕ относятся:

а. стимулирование продуктивной деятельности подчиненных

б. анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе

в. создание условий для профессионального роста сотрудников

г. организация досуга коллектива

6. взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип

а. уважения к личности ребенка

б. согласованности требований семьи и школы

в. коллективности обучения и воспитания

г.учета возрастных особенностей ученика

7. соотнесите дидактические правила и дидактические принципы:

1. используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся понимать и устанавливать причинно-следственные связи

2. в методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, стимулируйте творческую, поисковую деятельность

3. учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых

4. никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете, старательно готовьте наглядность к применению

а. принцип сознательности и активности

б. принцип наглядности

в. принцип научности

г. принцип доступности

8. к учреждениям дополнительного образования относятся

А. реабилитационные центры

Б. колледжи

В. дома детского творчества

Г. школы искусств

9. современной тенденцией развития Российского образования НЕ является

а. модернизация

б. информатизация

в. технологизация

г. проблематизация

10. учебная программа определяет

а. количество часов, отводимое на изучение определенных тем

б. порядок изучения учебной дисциплины

в. содержание и объем знаний, умений и навыков по учебной дисциплине

г. количество учебных предметов

11. операцией, выполняемой правым полушарием головного мозга, является

а. целостное представление объекта

б. установление хронологического порядка

в. выделение фигуры из фона

г. различение цвета

12. длительное удерживание внимания на объекте называется ________ внимания

а. концентрацией

б. переключением

в. распределением

г. устойчивостью

13. совершенствование коммуникативных умений в наибольшей степени будут способствовать

а. накопление и осмысление опыта общения с различными категориями людей

б. овладение психолого-педагогическими методами воздействия

в. систематическое чтение, расширение кругозора

г. природные задатки

14. свойство восприятия, заключающееся в восприятии окружающих предметов как постоянных по форме, цвету, величине, - это

а. целостность

б. структурность

в. осмысленность

г. константность

15. основными характеристиками мышления человека являются

а. обобщенность и опосредованность отражения действительности

б. неразрывная связь с речью

в. отражение существенных связей и отношений

г. избирательность отражения действительности

16. установите последовательность этапов развития психики человека

а. формирование основ логического мышления, потребностей и навыков трудовой деятельности

б. овладение основами манипулирования с предметами

в. формирование способности к воображению и к употреблению различных символов

г. формирование потребностей и навыков общения со взрослыми

17. к бессознательным психическим явлениям относятся

а. навыки

б. образ Я

в. сновидения

г. эмоции

18. произвольная память предполагает

а. запоминание через осмысление информации

б. запоминание без специального заучивания

в. запоминание с помощью волевых усилий

г. запоминание в ходе деятельности

19. объектом психологии в ее истории последовательно принимались

а. сознание человека

б. процессы переработки информации и их результаты

в. поведение человека

г. душа человека

20. психология – это

а. единство всех сторон психической жизни человека

б. наука, изучающая закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности

в. наука о закономерностях обучения и воспитания человека

г. наука о психологических особенностях деятельности человека

Вариант 2.

1. установите соответствие между объектом и субъектом управления

1.функционирование и развитие образовательного учреждения

2.отдельные направления деятельности учреждения

3.учебно-познавательная деятельность учащихся

4.собственная учебно-познавательная деятельность

а. ученик

б. заместитель руководителя образовательного учреждения

в. учитель

г. руководитель образовательного учреждения

2. функция семьи, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, называется

а. демографической

б. воспитательной

в. гедонистической

г. репродуктивной

3. целями общего образования в школе выступают

а. овладение учащимися основами наук о природе и обществе

б. развитие нравственно-этической культуры личности

в. профессиональное обучение

г. формирование мировоззрения

4. объектом педагогики является

а. индивид и его психика

б. знания, заимствованные из других наук

в. педагогические процессы и явления

г.система профессиональной подготовки

5. к профессиональным функциям педагога относятся

а. воспитательная

б. релаксационная

в. прогностическая

г. диагностическая

6. содержание воспитания включает

а. нравственное воспитание

б. эстетическое воспитание

в. физическое воспитание

г. индивидуальное воспитание

7. методы педагогического исследования могут быть разделены на

а. словесные и наглядные

б. методы обучения и методы воспитания

в. теоретические и эмпирические

г. общие и частнонаучные

8. содержание образования как общественного явления определяется

а. социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического и культурного развития

б. уровнем развития общественных наук

в. уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности

г. совокупностью знаний, умений и навыков, составляющих государственные образовательные программы

9. к эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относятся

а. эксперимент

б. анализ

в. наблюдение

г. рейтинг

10. цели обучения определяются

а. потребностями и возможностями общества

б. мастерством педагога

в. средствами обучения

г. индивидуальными особенностями учащихся

11. к основным методам психологического исследования относятся

а. моделирование

б. тестирование

в. наблюдение

г. контроль

12. к психологам НЕ относятся следующие ученые

а. Песталоцци

б. В.Вундт

в. Д.Локк

г. К.Д.Ушинский

13. структура личности как единства ОНО, Я, СВЕРХ-Я разработана

а. Э.Фроммом

б. К.Роджерсом

в. А.Маслоу

г. З.Фрейдом

14. гуманистическая психология изучает

а. поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды

б. бессознательные механизмы человека

в. творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации

г. закономерности получения человеком информации, ее переработку и влияние на поведение человека

15. невербальная коммуникация – это процесс общения с помощью

а. технических средств

б. мимики и жестов

в. речи

г. дистанции

16. степень сосредоточенности сознания на объекте называется ______ внимания

а. переключаемостью

б. распределением

в. объемом

г. концентрацией

17. накопление впечатлений об окружающем мире посредством закрепления, сохранения и воспроизведения опыта обеспечивает

а. представление

б. восприятие

в. память

г. воображение

18. к основным формам проявления бессознательного, по З.Фрейду, относятся

а. сновидения

б. интегральные продукты деятельности

в. неосознаваемые установки

г. невротические симптомы

19. установите соответствие между формой воображения и его характеристикой

1. построение новых образов путем переработки содержания имеющегося опыта

2. отражение желаемого будущего, стимулирующее к достижению, но не предполагающего немедленного получения реального результата

3. не связанные с окружающей действительностью видения

4. весьма идеализированное отражение желаемого будущего

а. фантазии

б. мечта

в. галлюцинация

г. грёзы

20. укажите последовательность появления следующих научных школ в психологии

а. бихевиоризм

б. гештальтпсихология

в. психоанализ

г. когнитивная психология

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

№ зад.\ вар.    
  А 1Г 2Б 3В 4А
  А Г
  Б А Б Г
  1В 2Г 3Б 4А В
  Г А В Г
  Б А Б В
  1Г 2В 3А 4Б В Г
  В Г Г
  Г А В
  А В А
  А Б В
  А Г
  А В Г
  Г В
  А Б Б
  Б Г В А Г
  В В
  В А В Г
  Г А В Б 1А 2Б 3В 4Г
  Б А Б В Г

8 Откуда взять информацию

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Богаров В.М. Психология и педагогика для студентов вузов / В.М.Богаров и др. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

3. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общая психология». – М.: Просвещение, 2000.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002.

5. Гройсман А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

6. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8. Каменская Е. Н. Основы психологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

9. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

10. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

11. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М., 1998.

12. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001.

13. Общая психология: учеб. для студентов пед ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.

14. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов /В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.

15. Основы психологической диагностики: учебное пособие /под редакцией К. М. Гуревича и М. К. Акимовой. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

16. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.

17. Практическая психология / под ред. М. К. Тутушкиной. – С-П., 1993. – 256 с.

18. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 2003.

19. Рогов Е. И. Психология группы. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

20. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004.

22. Рудик П. А. Психология: краткий курс. – М.: «Физкультура и спорт», 1962.

23. Севостьянов О. В., Севостьянова Л. Н. Общая психология: учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Перемена, 2005.

24. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

25. Титова Л. Г. Деловое общение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.


[1] Закон РФ «Об образовании». – М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: