Федеральная целевая программа книгоиздания России
Издательская программа
«Учебники и учебные пособия
для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы 3. А. Нефедова
Авторы книги:
Б. П. Пузанов (Введение, Немного истории, гл. 1, 3, 4),
В. И. Селиверстов (гл. 2), С. Н. Шаховская (гл. 2, 3),
Ю. А. Костенкова (гл. 3, 4)
Коррекционная педагогика: Основы обучения и вос-К68 питания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 144с. ISBN 5-7695-0103-0
В пособии даны общие представления об основных видах нарушений в психофизическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрываются особенности коррекционного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии интеллекта, речи, с задержками психического развития. Показана роль государства в области защиты детей с отклонениями в развитии.
Пособие адресовано студентам средних педагогических учебных заведений и факультетов дошкольного воспитания и начальных классов педвузов.
|
|
ББК 74.3я722
© Пузанов Б.П., Селиверстов В. И.,
Шаховская С.Н., Костенкова Ю. А., 1998
ISBN 5-7695-0103-0 ® Издательский центр «Академия», 1998
ВВЕДЕНИЕ
В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей. Особую значимость приобретает проблема подготовки педагогов дошкольных и школьных учреждений к встрече с такими детьми, их правильного распознавания, своевременного выявления их трудностей и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи. В связи с этим в последние годы в нашей стране успешно решается задача ориентированности всех педагогов в наиболее значимых дефектологических проблемах.
Долгие годы в нашей стране использовался термин «дефектология». В последние годы с развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации общей и специальной терминологии, в связи с чем чаще используются термины «коррекционная педагогика» или «специальная психология и педагогика».
Педагоги должны иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах, их вызывающих, о путях их преодоления. В совокупности эти спсдения составляют основы коррекционной педагогики.
Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом программы такого курса. Его цель - помочь студентам - будущим педагогам получить основные знания по актуальным проблемам дефектологии (коррекционной педагогики). Пособие содержит теоретический и методический материал по основным разделам дефектологии, систематизированный по главам, соответствующим разделам коррекционной педагогики. Наибольшее внимание уделяется умственно отсталым детям, детям с шдсржкой психического развития и с нарушениями речи. За-i рагиваются и другие аспекты коррекционной педагогики.
|
|
Через все главы проходит направленность на комплексный подход к изучению, преодолению и предупреждению у детей отклонений в развитии, что достигается совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Особое место в пособии занимает материал по истории дефектологии и материал, отражающий достижения и проблемы специальной помощи детям с отклонениями в развитии не только в нашей стране, но и в других странах. Пособие носит интегративный характер, в нем представлены основные све-
3
дения из других дисциплин, связанных с коррекционной педагогикой и специальной психологией. Совокупность научных данных должна сформировать у студентов представление о коррекционной педагогике как о науке и педагогической практике, имеющей важное социальное значение.
Процессы кардинальных преобразований в современном обществе и в системе образования требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные творческой педагогической деятельности. Система подготовки педкадров в звене высшего и среднего специального образования предусматривает углубленное психолого-педагогическое изучение каждого ребенка для определения индивидуализированных средств воздействия в случаях имеющихся у ребенка отклонений в развитии. А число таких детей, как свидетельствуют научные исследования и педагогическая ^ практика, велико и, к сожалению, неуклонно возрастает. Пе-1' дагогический профессионализм немыслим без знания основ дефектологии, на восполнение этого аспекта педагогики и нацелено данное пособие.
Учебное пособие подготовлено коллективом авторов, каждый из которых является опытным вузовским преподавателем, известным в нашей стране и за рубежом исследователем в области дефектологии и подготовки дефектологических кадров.