Введение

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа

«Учебники и учебные пособия

для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы 3. А. Нефедова

Авторы книги:

Б. П. Пузанов (Введение, Немного истории, гл. 1, 3, 4),

В. И. Селиверстов (гл. 2), С. Н. Шаховская (гл. 2, 3),

Ю. А. Костенкова (гл. 3, 4)

Коррекционная педагогика: Основы обучения и вос-К68 питания детей с отклонениями в развитии: Учеб. посо­бие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1998.- 144с. ISBN 5-7695-0103-0

В пособии даны общие представления об основных видах наруше­ний в психофизическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Раскрываются особенности коррекционного вос­питания и обучения детей с отклонениями в развитии интеллекта, речи, с задержками психического развития. Показана роль государства в об­ласти защиты детей с отклонениями в развитии.

Пособие адресовано студентам средних педагогических учебных заведений и факультетов дошкольного воспитания и начальных клас­сов педвузов.

ББК 74.3я722

© Пузанов Б.П., Селиверстов В. И.,

Шаховская С.Н., Костенкова Ю. А., 1998
ISBN 5-7695-0103-0 ® Издательский центр «Академия», 1998


ВВЕДЕНИЕ

В современной общей и коррекционной педагогике утвер­дилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в развитии детей. Особую значимость приобретает проблема подготовки педагогов дошкольных и школьных учреждений к встрече с такими детьми, их пра­вильного распознавания, своевременного выявления их труд­ностей и оказания им необходимой психолого-педагогической помощи. В связи с этим в последние годы в нашей стране ус­пешно решается задача ориентированности всех педагогов в наиболее значимых дефектологических проблемах.

Долгие годы в нашей стране использовался термин «дефек­тология». В последние годы с развитием международных свя­зей наблюдается тенденция к унификации общей и специаль­ной терминологии, в связи с чем чаще используются термины «коррекционная педагогика» или «специальная психология и педагогика».

Педагоги должны иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах, их вызывающих, о путях их преодоления. В совокупности эти спсдения составляют основы коррекционной педагогики.

Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом про­граммы такого курса. Его цель - помочь студентам - будущим педагогам получить основные знания по актуальным пробле­мам дефектологии (коррекционной педагогики). Пособие со­держит теоретический и методический материал по основным разделам дефектологии, систематизированный по главам, соот­ветствующим разделам коррекционной педагогики. Наиболь­шее внимание уделяется умственно отсталым детям, детям с шдсржкой психического развития и с нарушениями речи. За-i рагиваются и другие аспекты коррекционной педагогики.

Через все главы проходит направленность на комплексный подход к изучению, преодолению и предупреждению у детей отклонений в развитии, что достигается совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.

Особое место в пособии занимает материал по истории де­фектологии и материал, отражающий достижения и проблемы специальной помощи детям с отклонениями в развитии не только в нашей стране, но и в других странах. Пособие носит интегративный характер, в нем представлены основные све-

3


дения из других дисциплин, связанных с коррекционной педа­гогикой и специальной психологией. Совокупность научных данных должна сформировать у студентов представление о коррекционной педагогике как о науке и педагогической практике, имеющей важное социальное значение.

Процессы кардинальных преобразований в современном обществе и в системе образования требуют от педагога пере­ориентации его сознания на гуманистические ценности, адек­ватные творческой педагогической деятельности. Система подготовки педкадров в звене высшего и среднего специаль­ного образования предусматривает углубленное психолого-педагогическое изучение каждого ребенка для определения индивидуализированных средств воздействия в случаях имею­щихся у ребенка отклонений в развитии. А число таких детей, как свидетельствуют научные исследования и педагогическая ^ практика, велико и, к сожалению, неуклонно возрастает. Пе-1' дагогический профессионализм немыслим без знания основ дефектологии, на восполнение этого аспекта педагогики и нацелено данное пособие.

Учебное пособие подготовлено коллективом авторов, каж­дый из которых является опытным вузовским преподавателем, известным в нашей стране и за рубежом исследователем в об­ласти дефектологии и подготовки дефектологических кадров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: