С нарушениями развития

Помощь детям дошкольного возраста с нарушениями раз­вития оказывается в учреждениях, относящихся к системе здравоохранения, образования (просвещения) и социальной защиты.

В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое государственное мероприятие проводится по­всеместно в сроки до 1 года, в 3 года и в 6-7 лет перед поступ­лением ребенка в школу. Диспансеризация заключается в том, что всех детей и находящихся в учреждениях, и неорганизо­ванных комплексно обследуют медицинские специалисты, выявляя имеющиеся отклонения или предрасположение к ним.

Диспансеризация является важным социальным достижени­ем, она имеет большое профилактическое значение. В случаях раннего выявления отклонений в развитии возможно своевре­менное оказание специализированной помощи, что позволяет предотвратить появление вторичных отклонений у ребенка.

Функционируют ясли для детей с органическими наруше­ниями центральной нервной системы, проводится система ме­дико-психолого-педагогических мероприятий в домах ребенка, санаториях психоневрологического и иного профиля, в детских поликлиниках и диспансерах, в клинических отделениях дет­ских больниц разного профиля, в полустационарах (дневной детский сад при больнице, где проводится необходимое лечение в сочетании с коррекционно-воспитательным воздействием).

В учреждениях системы здравоохранения получают специа­лизированную помощь дети с речевыми нарушениями, с за­держкой психического развития, умственно отсталые, с нару­шением опорно-двигательного аппарата. Оказывается медика­ментозная и физиотерапевтическая помощь детям с наруше-


ниями слуха, зрения. При необходимости дети получают хирур­гическое, стоматологическое, ортодонтическое, психоневроло­гическое и другие виды лечения. В ряде случаев проводится комплексное воздействие, составляющими которого являются лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа.

В системе образования детям дошкольного возраста оказы­вается помощь в профильных специализированных детских садах в соответствии с характером нарушения развития ребенка: дет­ские сады для слепых и слабовидящих (раздельно), глухих и слабослышащих (раздельно), для детей с тяжелыми нарушения­ми речи, где есть группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с общим недоразвитием речи (ОНР) и детей с заиканием; детские сады для детей с нарушением опор­но-двигательного аппарата, соматически ослабленных и др.

Для детей с нарушениями речи иногда открываются специ­альные группы в детских садах общего типа. Еще одной фор­мой помощи является организация логопедических пунктов при детских садах (по типу логопедического кабинета в поликли­нике). Обслуживаются дети не только данного, но и других близлежащих садов. Иногда специальные детские сады для детей с речевыми нарушениями имеют ясельные (как правило, диагностические) группы.

В настоящее время функционируют дошкольные детские дома общего типа и специальные, для некоторых категорий детей с отклонениями в развитии открываются дошкольные (подготовительные) отделения при специальных и общеобра­зовательных школах.

В детских садах дети могут находиться в течение дня или круглосуточно в течение недели.

На педагогов дошкольных учреждений общего типа и спе­циализированных возлагается особая ответственность по под­готовке к школе детей с отклонениями в развитии. В дошколь­ном детстве формируется прочный фундамент для развития речи, моторики, всех психических процессов, разных видов деятельности, в том числе и учебной. Подавляющее большинст­во детей в массовом детском саду успешно овладевает всеми разделами программы дошкольного развития и воспитания, но дети, имеющие особенности и отклонения в речевом, психиче­ском развитии, нарушения слуха, зрения и т.д., с этой про­граммой не справляются. Принципиально важным являются своевременное выявление таких детей, всестороннее изучение их в целях дифференциальной диагностики и определение путей необходимого в каждом конкретном случае лечения и специального обучения. i


Имеется развернутая сеть специальных учреждений для де­тей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии слуха (глухих и слабослышащих), зрения (слепых и слабовидящих), с нарушением интеллекта (дебилов и имбеци-лов), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с комби­нированными нарушениями и т.д.

Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными от­клонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в специализированных дошкольных учреждениях по особым программам, с исполь­зованием системы специальных методов и приемов.

Если нарушения не столь глубоки, то дети овладевают программой общего, массового детского сада при условии учета педагогом их состояния и при обеспечении им индиви­дуального подхода и специальной помощи. Важной задачей педагогов дошкольных учреждений является в связи с этим овладение ими определенной системой сведений, знаний по специальной психологии и коррекционной педагогике, фор­мирование навыков педагогической диагностики отклонений в развитии и проведения работы при слабо выраженных от­клонениях в развитии детей.

В теории и практике дошкольной дефектологии накоплен опыт дифференциальной диагностики отклонений в развитии, имеются развернутые характеристики дефектов, определена комплексная и дифференцированная система коррекционного воздействия, максимально адаптированная к индивидуально-типологическим особенностям детей.

Создана и успешно функционирует система специальных учреждений. Она охватывает все категории аномальных де­тей, функционально связана с дальнейшим школьным обуче­нием, которое также осуществляется при тяжелых формах отклонения в развитии дифференцированно по видам нару­шений. Утверждены Положения о каждом типе специальных учреждений, определены специальные режимы их функциони­рования, разработаны частные методики фронтального, под-группового и индивидуального воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: