Дошкольного возраста

Работа с родителями. Каждый этап развития проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют спе­цифику работы семьи с ребенком, а также психотерапевтиче­ской работы дефектолога (или психолога) с семьей.

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или за­нижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитатель­ным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других - возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят зани­маться с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим до­школьный дефектолог (или практический психолог) и вооб­ще педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье. Педагоги должны проводить собрания роди­телей, организовывать индивидуальные разъяснительные беседы, массовые мероприятия, праздники, показательные индивидуальные и групповые занятия, оформлять тематиче­ские стенды и т.д.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления психического и физи­ческого здоровья детей, их полноценного развития, коррек­ции трудностей их поведения. Процесс взаимодействия роди-


телей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные ус­ловия для полноценного развития детей.

Для согласованности требований дошкольного учрежде­ния и семьи используются различные формы взаимодействия: посещение педагогом семьи, а родителями - детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родитель­ские собрания, проведение открытых занятий и т.д. В послед­нее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества - организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения: спортивный, фольклорный клубы и др. Практикуется руководство родителей студийными заня­тиями детей: танцевальные, музыкальные, театральные круж­ки, студии изобразительной деятельности и др.

Совместная работа педагогов и родителей - неотъемле­мая часть педагогического процесса. Родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся, как правило, не реже 3 раз в год: в начале сентября родителей знакомят со структу­рой учреждения, задачами и основным содержанием работы, правилами и распорядком дня детей в детском саду. Это соб­рание обычно проводит заведующий учреждением с родите­лями всех групп. В октябре предусмотрено проведение груп­повых собраний педагогами, логопедами, психологом. Ро­дителей конкретно ориентируют в состоянии ребенка и в той работе, которую они должны проводить параллельно со спе­циалистами и под их руководством.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны толь­ко при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребен­ка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых уста­новках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Сотрудничество педагогов и родителей - основа успешно­го обучения и воспитания ребенка. Анализ, прогноз, действия -путь комплексного преодоления имеющихся у ребенка откло­нений в развитии, особенностей поведения, вызванных ими затруднений.

Родители и педагоги должны знать возрастные закономер­ности формирования психики ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций.

* Работа с ребенком, имеющем отклонение в развитии, должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок


должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои ус­пехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожида­ние успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную пси­хотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.

Коррекционное воспитание и обучение имеет своей целью формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций, поведения и др. Специальное воспитание и обучение направлено на преду­преждение возможных вторичных отклонений, которые могут появиться из-за своевременно не преодоленной недостаточно­сти по подготовке детей к обучению и к жизни в обществе.

В большинстве случаев дети с отклонениями в развитии нуж­даются в лечебно-оздоровительном и психолого-педагогическом воздействии. Для коррекционного эффекта большое значение имеют условия воспитания ребенка в семье и раннее начало ком­плексных оздоровительных и обучающих мероприятий.

В системе комплексных мер большое значение имеет пра­вильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудно­стям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гиперопека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипоопека), в значи­тельной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безус­ловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздей­ствие, что обеспечивает максимальную эффективность работы.

Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоля­цию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверст­ников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Родители детей с отклонениями в развитии должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка нарушения.

Внесемейное воспитание. Важной проблемой коррекцион-ной педагогики является изучение детей, воспитывающихся вне семей, в домах ребенка и в детских домах.

Анамнез таких детей часто бывает неизвестен или фрагмен­тарен. По имеющимся неполным данным, определяются сле­дующие факторы, вызвавшие отклонения в развитии ребенка: алкоголизм родителей, наличие у них психических, венерических или тяжелых соматических заболеваний, патология беременно­сти, родов, общая соматическая ослабленность, генетические


заболевания в послеродовом периоде и т.д. Из-за неблагопри­ятных бытовых условий, социальной и педагогической запущен­ности у детей отсутствует опыт межиндивидуального общения, ограничены возможности усвоения социальных ролей, которые в нормальных условиях формируются у детей подражательно.

У воспитанников дошкольного детского дома отмечается отставание в развитии наглядно-образного мышления. Дети отличаются сниженной психической активностью, недоста­точностью мотивации к речевому общению. Часто они вялы, апатичны, равнодушны к оценке своей работы, пассивны, утомляемы, истощаемы, негативистичны, у них нестойкие и неглубокие эмоциональные реакции. Детей отличает отсутст­вие навыков активной самостоятельности.

Иногда у детей имеется задержка формирования психомо­торных функций: они с трудом одеваются и раздеваются, не могут застегнуть пуговиц, завязать шнурок. В ряде случаев эти трудности усугубляются пространственной неполноцен­ностью, неразличением правой и левой сторон.

У подавляющего большинства детей отсутствуют навыки индивидуальной и коллективной игры. У таких детей не раз­вито внимание к неречевым и речевым звукам, имеется недо­развитие речи в той или иной степени.

Характеризуя воспитанников дошкольных детских домов, уместно отметить сложное сочетание биологических и соци­альных причин, обусловливающих недоразвитие речи и мыш­ления. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольных детских домах - важный аспект дошкольной дефектологии.

Общеобразовательные учреждения. В силу ряда причин (не­своевременное выявление имеющегося у ребенка нарушения, недостаточное внимание родителей и воспитателей к имею­щимся у детей трудностям, отсутствие специального учрежде­ния или мест в нем и др.) в массовом детском саду общего типа зачастую оказывается значительное число детей с нерезко вы­раженными, а- следовательно, трудно выявляемыми, неправиль­но диагностируемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы, дети с дефектами речи, с эмоциональными нарушениями, с расстройствами поведения и др. Как правило, это дети с нарушениями слуха и фонемати­ческого восприятия, с нарушениями зрения и оптико-прост­ранственных представлений, с нарушением опорно-двигатель­ного аппарата и с задержкой психофизического развития, дети соматически или нервно-психически ослабленные. * Такие дети испытывают затруднения при прохождении неко­торых или всех разделов программы дошкольного воспитания.


Однако, как установлено специальными исследованиями, при условии оказания специальной помощи проблемным детям, де­тям группы риска, детям с особыми нуждами их недостатки мо­гут быть устранены или в достаточной степени сглажены. Реше­нию этой проблемы способствует организация в массовых дет­ских садах медицинской и психолого-педагогической службы.

Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специаль­но подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации. Своевременная коррекция познава­тельных, сенсорной, двигательной, речевой, эмоционально-волевой сфер обеспечивается лечением и проведением допол­нительных занятий коррекционной направленности.

В теории и практике дошкольной коррекционной педаго­гики особую значимость имеют проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом. Для решения этих проблем необходима реорганизация медико-психолого-педагогической диагностической, профи­лактической, социальной работы, включая патронажную службу применительно к разным категориям детей дошколь­ного возраста с проблемами в развитии.

За последние годы заметно расширилась система дошко­льных учреждений для детей с отклонениями в развитии, улучшилось ее кадровое обеспечение, однако перед дошколь­ной коррекционной педагогикой стоит ряд важных задач.

Нарушения развития детей характеризуются все большим разнообразием по механизмам, степени выраженности, струк­туре и симптоматике. Это вызывает необходимость их углуб­ленного изучения не только до, но и в процессе их коррекци-онного воспитания и обучения.

Предстоит совершенствовать экспресс-диагностику в сис­теме комплексного изучения детей с одновременным учетом состояния интеллектуальной, сенсорной и аффективно-воле­вой сфер. По каждому разделу важно разработать диагности­ческие и прогностические показатели.

Существующая ныне в стране система дошкольного воспи­тания и обучения детей с нарушениями развития ориентирует­ся на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможно­сти. Эта система является комплексной, коррекционно-разви-вающей. Ее характеризует дифференцированность и интегри-рованность. Интегрированный характер дошкольного кор-рекционного воздействия реализуется объединением усилий


специалистов разного профиля, направленных на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, комплексностью решения образовательно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, их взаимосвязью и взаимообусловленно­стью, усилением внутрипредметных и междисциплинарных связей посредством проведения интегрированных, комплекс­ных занятий (по развитию изобразительной деятельности и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и конструированию и т.д.).

Интеграция в обучении детей с различными отклонениями в развитии является средством, обеспечивающим социальную адаптацию таких детей в дальнейшем. Под интеграцией пони­мается создание благоприятных условий для развития и само­развития ребенка, выбор в соответствии с возможностями и потребностями ребенка типа учебной программы при перехо­де от дошкольного обучения и воспитания к школьному.

Ребенок с его особенностями и потенциальными возможно­стями - активно действующий субъект, а его воспитание - про­цесс управления его личностным развитием. Пути и организа­ционные формы дошкольной интеграции различны, в том чис­ле реорганизация системы типовых коррекционных образова­тельных учреждений с возможностью гибкого использования педагогом разных программ и приемов работы, создание новых моделей альтернативных учреждений (прогимназии, минишко-лы, детские сады с набором дополнительных услуг, с реализа­цией работы по выбранным приоритетам и др.).

В настоящее время выявлены и научно обоснованы основ­ные условия, способствующие успешной интеграции детей с отклонениями в развитии. Конспективно, как наиболее важ­ное, можно назвать следующие: раннее выявление нарушений в развитии и организация раннего коррекционно-воспита-тельного воздействия, начиная с первых месяцев жизни (будь то ребенок с сенсорной, двигательной или иной патологией); обоснованный отбор детей, определение тех, кто нуждается в воспитании в специально организованных условиях, в спе­циализированных дошкольных учреждениях - это дети с наи­более тяжелыми отклонениями в развитии, - и определение тех, кто может быть вместе с нормальными детьми.

Такой отбор предусматривает учет характера первичного дефекта, особенности появления вторичных отклонений, уров­ня интеллектуального и речевого развития, возможностей обучаемости ребенка и т.д.

Важным условием интеграции является возможность вклю­чения семьи в коррекцийнную работу с ребенком.


Необходимо наличие вариативных учебных планов, про­грамм, пособий для воспитания и обучения ребенка с отклоне­ниями в развитии. Модели интегрированного обучения возмож­ны различные: комбинированная, частичная и временная инте­грация в условиях специальных дошкольных групп при массо­вых учреждениях (обычных детских садах), полная интеграция ребенка с проблемами в коллективе нормально развивающихся сверстников. В условиях интегрированного обучения и воспи­тания каждый ребенок должен получать помощь, адекватную имеющимся у него нарушениям. За продвижением такого ре­бенка в условиях интегрированного воспитания и обучения необходимы постоянный контроль, динамическое наблюдение.

В настоящее время в стране нет пока достаточных условий для обеспечения интегрированного обучения детей дошколь­ного возраста во всей полноте понимания проблемы интегра­ции. Видимо, это дело будущего. С уверенностью можно ут­верждать, что интегрированное обучение и воспитание явля­ется адекватной формой далеко не для всех детей с особыми нуждами, а только для части их.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под комплексным подходом к устранению на­
рушений развития?

2. Охарактеризуйте роль общения в развитии речи и личности
ребенка.

3. Назовите основные принципы коррекционного воздействия на
детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

4. Назовите основные виды нарушений развития ребенка.

5. Охарактеризуйте основные виды нарушений речи.

6. Охарактеризуйте особенности личности умственно отсталого
дошкольника.

7. Какие задачи ставятся при работе с умственно отсталыми
детьми дошкольного возраста?

8. В чем специфические особенности развития речи умственно от­
сталого ребенка?

9. Охарактеризуйте систему специальной помощи детям дошко­
льного возраста с отклонениями в развитии.

10. Что понимается под интегративным обучением и воспитанием
детей?

11. Какие виды (формы) работы с родителями детей с отклонения­
ми в развитии используются в специальном дошкольном учреждении?

12. Проанализируйте особенности развития ребенка вне семьи (в
детском доме).

13. С чем связаны нарушения звукопроизношения у детей?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: