Нарушения речи у детей школьного возраста

Нарушения речи у школьников связаны с разными причи­нами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Иногда у школьников отмечаются бедность словарного за­паса, нарушения грамматического строя и связной речи, не-сформированность звукопроизношения, неполноценность фо­нематического восприятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли.

Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезнен­ными явлениями: неправильное строение или нарушение под­вижности органов речи, снижение слуха или зрения, наруше­ния нервной системы у ребёнка. В других случаях недостатки


речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обыч­ной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фоне­тические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправле­нию, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, наруше­ния речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях мо­жет быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.

При всем разнообразии имеющихся -у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетика-фонематической недостаточностью; к таким нарушениям относятся дислалии механическая и функцио­нальная, ринолаЛия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалии, рино-лалия, дизартрия). И есть группа учащихся с нарушением тем-по-ритмической организации речи - это несудорожные или судорожные нарушения. К последним относятся случаи заи­кания невротического или неврозоподобного характера.

Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школь­ников с нарушениями речи - явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформи-рованностью у них языковых обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

Дети с речевыми нарушениями, которые не имели доста­точного стажа полноценного речевого общения, не продела­ли в дошкольном возрасте необходимой для усвоения гра­моты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамма­тический строй, связная речь), неминуемо оказываются не­успевающими.

Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребенка, у которого долж­ны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Не­доразвитие любой сферы (умственной, эмоционально-воле­вой, практически действенной, речевой) может стать причиной неуспеваемости в школе.

Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленно­го по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальней­шего его развития, если не будут приняты необходимые пси­холого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несфор-


мированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В зависимости от тяжести речевого нарушения дети школь­ного возраста получают разного вида логопедическую по­мощь. Слабо выраженные, частичные (парциальные) наруше­ния преодолеваются на занятиях в логопедическом кабинете, система которых широко развита и оснащена соответствую­щей методической документацией (разработаны нормативы по определению контингента детей, подлежащих занятиям, имеются рекомендации по планированию и организации за­нятий и т.д.). Логопедические занятия проводятся параллель­но со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это кор-рекционно-развивающие занятия.

В задачи логопедического пункта при общеобразователь­ной школе входит исправление нарушений устной и письмен­ной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедичес-ких знаний среди педагогов и родителей, своевременное вы­явление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имею­щимся нарушением речи.

Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познава­тельной активности детей, на формирование приемов умствен­ной работы, необходимых для овладения грамматикой.

На логопедический пункт дети направляются врачами по­сле диспансеризации, педагогами или же по инициативе роди­телей. Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и пра­вильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подхо­дом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Родители присутствуют на за­нятиях логопеда с ребенком, для них проводятся специальные беседы, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления.

Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже Ц незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью.


В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказы­вания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного резуль­тата, их учат планировать, отбирать лексику, знакомят с грамматическим структурированием, операциями контроля. Детей учат рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникатив­ной и обобщающей функций речи.

Коррекционная работа с учащимися на логопедическом пункте проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным соста­вом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фоне­матическое восприятие, ведется работа над словарем и грам­матическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом логопедическая работа пронизана психотерапевти­ческой направленностью, ведется с учетом особенностей лич­ности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуа­цией стойкой неуспеваемости.

В случаях когда нарушение речи носит более выраженный характер и не может быть преодолено в условиях школьного логопункта, а ребенок в силу имеющегося дефекта не может наравне со сверстниками учиться в общеобразовательной шко­ле, обучение проводится в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Обычно в таких школах функ­ционируют два отделения: для детей с грубыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи различного характера: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия) и для детей с тяжелой степенью заикания (невротического или неврозоподобного). В этих шко­лах обучение ведется в более растянутые сроки, по специаль­ным программам с выраженной коррекционной направленно­стью, с использованием специфических приемов, методов и приемов коррекционно-воспитательного воздействия.

Дифференцированный подход в логопедической работе учитывает различные варианты неполноценности компонен­тов речевой системы и неречевых психических процессов и функций, обусловливающих нормальный процесс овладения чтением и письмом. Работа направлена на формирование речевой и психологической готовности к овладению грамо­той, если это не было достигнуто в дошкольном возрасте.


У большинства детей с нарушениями речи выявляется не­дифференцированное представление о речевой действитель­ности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготов­ности к овладению письменной речью.

При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного де­фекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет, напол­няемость класса - 12 человек. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учеб­ных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассмат­ривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, соци­ально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

Преодоление речевых нарушений обеспечивается рацио­нальным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивиду­альных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия прово­дятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция наруше­ний развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грам­матика и правописание, развитие речи. Развитие речи прово­дится и на материале всех других изучаемых предметов.

В отделении для заикающихся дети за 10 лет обучения по­лучают знания в объеме 9 лет обучения в общеобразователь­ной школе. Дополнительный год предусмотрен для углубле­ния коррекционной работы в младших классах.

Коррекционно-воспитательную работу проводят в школе все учителя и воспитатели, осуществляя единый речевой ре­жим и обеспечивая реализацию целой системы внеурочных мероприятий.

Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользо­ваться речью как средством общения и обобщения. Формиро­вание навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внима­ние в период обучения в специальной школе уделяется специ-


ально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоя­тельного накопления словарного запаса в условиях непосред­ственного речевого общения.

В специальной школе дети с речевыми нарушениями полу­чают всестороннее развитие в процесссе коррекции недоста­точности речевой деятельности. Необходимым условием кор­рекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психо­лого-педагогической работы с учащимися.

В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Обучение школьников с речевыми нарушениями затруднено и в силу имеющихся у них особенностей психических процессов и функций: у детей отме­чаются недостаточность внимания, восприятия, памяти, сниже­ние работоспособности, уровня самоконтроля, несформиро-ванность произвольной деятельности, педагогическая запу­щенность, возникшая уже в начальный период обучения и усу­губляющаяся в связи с недоразвитием речи.

Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на нерече­вую и речевую функции. В работе учитывается единство кор­рекции речи, психических процессов и деятельности.

Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смыс­ла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребе­нок учится отбирать языковые средства для построения выска­зывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.

С младшими школьниками продолжается работа, как и с дошкольниками, если она в более младшем возрасте оказа­лась недостаточно результативной, по овладению словами


блолее сложной слоговой структуры. Дети учатся вслуши­ваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладева­ют правильным звукопроизношением и звукоразличением.

Принципиальной разницы в частных методиках коррекци-онно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками нет. Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является уже не игровая, а учебная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: