ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...............3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕДРЕНИЕ
И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………....8
1.1. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта………………………….……...8
1.2. Моделирование системы оценки качества в условиях модернизации образования…………………………………………………………………....…15
1.3. Нравственное развитие и воспитание личности в условиях внедрения федерального стандарта в процесс обучения………………………..………...19
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ …………………………………………………………………….25
2.1. Исследование личностного подхода в процессе обучения у школьников………………………………………………………………………25
2.2. Исследование технологического подхода к решению проблем образования личности у школьников ………………………………………..…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..……37
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..…41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыобусловлена практической потребностью общества в формировании и развития личности в период внедрения Федерального стандарта в процесс обучения. Эта потребность связана с тенденцией к свободному обществу, которому соответствует свободная, творческая личность. Свобода личности подразумевает его направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность. Поэтому качественной характеристикой свободной личности является формирование личности.
В работах П.С. Гуревича, Л.А Беляевой современное общество представляет собой сложное образование, самоорганизующуюся, динамичную систему, нестабильность и непредсказуемость которой отражается в мироощущении отдельного человека скорее, чем устойчивость. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает не воспроизведение неизменных норм и традиций, а социальное творчество, представленное актуальной культурой. Социальное творчество основано на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, норм, что невозможно без развития личности в процессе обучения.
Согластно А.В. Петровскому личность, способная к социальному творчеству, может быть сформирована только личностно-ориентированной системой обучения, целью которой является развитие личности, относится к свободному и творческому человеку. Отсюда необходимость и актуальность научного обоснования этих качеств личности, определения содержания педагогического процесса их развития.
|
|
Обзор литературыв отечественной педагогике, философии и психологии, прежде всего, следует отметить вклад русских педагогов. Исследователями 19-20 века заложены теоретико-методологические основы развития учащихся.
Понятие «развитие личности» мышления школьников анализируется в отечественной дидактике и педагогике в работах Б.Г.Ананьева и А.В. Коржуева.
Методология, теория и практика педагогического и философского образования в школе разрабатывалась в работах В.Р. Букина, П.С. Гуревича, М.Н. Дудиной, А.О. Лазебниковой, А.Ф. Малышевского, В.С. Шубинского, О.Ю. Яценко.
В современной дидактике увеличивается интерес философскому осмыслению личностного подхода в образовании, чему посвящены работы Л.М. Андрюхиной, Л.А. Беляевой, Б.С. Гершунского, И.Я. Лернера, Ф.Т. Михайлова, Н.Н. Пахомова, С.А.Смирнова.
Ориентация современного образования на развитие личности отражена в концепции личностно-ориентированного обучения Н.А. Алексеева, А.В. Петровского, В.В. Серикова, И.С. Якиманской.
Цель исследования: обосновать развитие личности учащихся в период внедрения федерального стандарта в процесс обучения.
Проблема исследования: развитие личности учащихся как педагогическая проблема связана с обоснованием психологического развития личности в ходе внедрения Федерального стандарта, с одной стороны, и с поиском педагогических возможностей развития свободной личности путём формирования качеств мышления, с другой.
Объект исследования: процесс внедрения Федерального стандарта.
Предмет исследования: реализация личностного подхода в процессе обучения.
Гипотеза исследования: внедрения Федерального стандарта в процессе обучения может быть успешным при условии реализации личностного подхода и обобщении представлений о развитии личности в истории педагогики. Определение педагогических и психололгических условий и средств, обеспечивающих развитие личности учащихся.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ развития личности обучаемого на основе изучения педагогической и психологической литературы.
2. Определить дидактические возможности развития личности в условиях внедрения Федерального стандарта в процесс обучения.
3. Разработать процедуру диагностики качеств развития личности учащихся общеобразовательного учебного заведения.
4. Обосновать методику внедрения личностного подхода, позволяющую развивать личность и проверить её эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования: являются положения педагогики личностно-ориентированного обучения в работах (Н.А. Алексеева, А.В. Петровского, В.В. Серикова, И.С. Якиманского), инновационного, творческого подхода (В.И. Загвязинский, В.Т. Кудрявцев, М.К. Кларин, П. И. Пидкасистый).
Методы исследования. Выбор методов обусловлен целью и задачами работы. Диапазон этих методов: тестирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент. А также анализ результатов учебной деятельности учащихся (сочинений, диалогов, критических эссе).
Эмпиричискаяая база исследования. Эмпирическую базу работы составили исследования, проведённые в общеобразовательных школах № № 8, 24, в лицее №12. Исследованием было охвачено 540 учащихся.
Практическая значимость:
• предложена педагогическая технология развития личности в период внедрения федерального стандарта в процесс обучения;
• разработана методика оценки качеств формирования учащихся, позволяющая выявить высокий, средний, низкий уровни его и конкретизировать цели развития навыков личности у отдельных учащихся;
• экспериментально подтверждена эффективность дидактического потенциала психологии в развитии и формировании личности учащихся в период внедрения федерального стандарта в процесс обучения;
|
|
• доказана значимость формирования личностного развития учащихся в период внедрения федерального стандарта в процесс обучения.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, включающих 5 параграфов, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Содержит 2 таблицы и 5 рисунков.