Нравственное развитие и воспитание личности в условиях внедрения федерального стандарта в процесс обучения

Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет систему базовых национальных ценностей и роль воспитания в системе образовательной деятельности общества и государства. В документе подчеркивается, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [89, с. 232].

В этой связи стандарт трактует процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, учений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности школьника, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Л.А Беляева затрагивает вопрос о том, что воспитание должно быть направлено на формирование личностной, семейной и социальной культуры школьников [22, с. 12].

Фундаментальное ядро содержания общего образования устанавливает, что воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным концессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны.

Для общественно-активных школ особо значимо то, какое понимание социальной солидарности и гражданственности содержится в стандарте. Социальная солидарность рассматривается как свобода личная и национальная, как доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, как справедливость, милосердие, честь, достоинство.

С точки зрения Л.А Беляевой, основополагающие требования стандарта к организации воспитания школьников содержатся в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования [34, с. 78].

Концепция отмечает, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства [54, с. 23].

Концепция позиционирует себя как ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Концепция акцентирует внимание на том, что целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Таким образом, та рамка функционирования и развития, которую концепция задает общеобразовательным учреждениям, в наибольшей степени соответствует специфике общественно-активных школ, строящих свою деятельность на основе теснейшего взаимодействия с семьей, местным сообществом, с самыми различными социальными субъектами [65, с. 65].

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки становиться лучше;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Концепция устанавливает, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Это положение полностью отвечает букве и духу модели общественно-активной школы, центрирующей свое внимание на создании условий, необходимых для воспитания субъекта демократии, и рассматривающей освоение школьниками учебных программ не как самоцель, а как средство развития думающего, чувствующего, действующего самостоятельного, ответственного человека и гражданина.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ:

1. Модель общественно-активной школы позволяет преодолевать присущие традиционному образовательному учреждению разрывы между овладением знаний, усвоением ценностей и включением в практическую деятельность. Схема от знания через убеждение к действию часто оказывается малоэффективной в плане личностного развития ребенка, особенно младшего школьного возраста.

2. Связь с местным сообществом, возможности для постоянного и органичного включения школьников в самые разнообразные социальные практики, общественная значимость и востребованность их деятельности, которая во многих случаях поддается педагогически целесообразной организации, обеспечивают единство достижения всех трех уровней воспитательных результатов.

3. Школьники, включаясь в конкретную продуктивную деятельность, одновременно получают знания о ценностях, эмоционально принимают эти ценности и переживают соответствующий практический опыт. При этом важной задачей педагогов оказывается не только организация необходимой для успешного воспитания деятельности школьников, но и создание условий для индивидуальной и коллективной рефлексии подготовки, хода и результатов деятельности, ее оценки, извлечения из нее различных жизненных уроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: