Основные аспекты целостности педагогического процесса

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в следующем:

• в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

• в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

• в наличии общего и сохранении специфического.

Достижение целостности педагогического процесса обеспечивается в первую очередь усилиями педагогов, которые осуществляют разрешение постоянно возникающих противоречий между целостностью личности школьника и дискретностью специально организуемых воспитательных влияний. Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагогов, направленных на поддержание целостности педагогического процесса:

• функциональном,

• содержательном,

• организационном.

В функциональном плане целостность обеспечивается за счет выделения доминирующей функции и ее объединения с сопутствующей. Доминирующая функция процесса обучения - образовательная, воспитания - воспитательная, развития - развивающая.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством. В этом случае речь идет о таких сторонах, как знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и мышления, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация этого содержания в учебном процессе обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих воздействий на личность школьника.

В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается путем согласования отдельных линий педагогического взаимодействия:

• процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования;

• процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне неформального общения;

• процесса межличностного общения школьников как членов одного классного (школьного) коллектива;

• процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Таким образом, целостность педагогического процесса состоит в том, что он направлен на достижение единой цели – формирования личности, но каждая из составляющих этого процесса способствует достижению этой цели присущими ей средствами и способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: